16.01.2008 02:47
Общество

В ставропольских школах эксперимент по раздельному обучению оказался на грани срыва

Для дальнейшей практики раздельного обучения не хватает школьников
Текст:  Наталья Якимова (Ставрополь)
Российская газета - Северный Кавказ: №0 (4563)
Читать на сайте RG.RU

Во многих школах края эксперимент по гендерному (раздельному) обучению хотели бы продолжить. Но с каждым годом за парты садится все меньше ребят, а делить мальчиков и девочек на микрогруппы нецелесообразно.

Дефицит малышей

- Для открытия нового класса необходимо не менее 25 учеников, родители которых согласились бы на подобную модель обучения, - объясняет директор СОШ № 19 Валентина Ворощенко. - Семь лет назад в учебное заведение набрали несколько таких классов. Сегодня можно сказать, что эксперимент закончен.

19-я школа Ставрополя - одна из первых, взявшая на вооружение систему разнополого обучения по методике доктора медицинских наук Владимира Базарного. Участвовать в эксперименте решили, прежде всего, чтобы оздоровить школьников. Ведь основной упор ученый в своей концепции сделал на здоровьесберегающие технологии.

Так, в раздельных классах стали проводить пятиминутные зарядки перед уроками и во время занятий. Часть этого времени ребятам приходилось проводить, стоя на массажных ковриках.

- В начале эксперимента доктор Базарный приезжал в нашу школу, консультировал преподавательский состав, общался с детьми, - рассказывает Ворощенко. - Результаты применения этой методики обучения довольно впечатляющие. Многие ребята, занимавшиеся раньше в раздельных классах, учатся на "хорошо" и "отлично" до сих пор. Да и физически они лучше развиты. Их здоровье за те пять лет, которые мальчики и девочки провели раздельно друг от друга, не только не ухудшилось, но и улучшилось. Благодаря новой системе воспитания у учащихся в таких классах практически нет нарушений осанки, а зрение лучше, чем у других ребят из школы. Жаль только, что продолжать эксперимент мы не можем.

Число первоклассников несколько лет назад существенно сократилось, и организовывать из них малочисленные раздельные классы было нельзя. Проблема, прежде всего, возникла с организацией девчоночьих групп - маленьких дам приходило в школы значительно меньше, чем мальчиков. И даже если из представителей сильного пола можно было сформировать класс, то от этой идеи отказывались и создавали совместные группы. Пришлось объединить и уже существующие, сгруппированные по базарновской методике несколько лет назад.

- Если ребята уходили из школы, например, переезжали в другой город или район, то на свободное место нельзя было перевести ученика из другого класса или школы, - объясняет директор СОШ № 19.

К этому времени и родители, которые на первых порах в штыки принимали идею раздельного обучения, не желали, чтобы базарновские классы объединяли. А мамы и папы первоклассников уже сами хотели отдать своего ребенка в такую группу.

В итоге в 19-й школе Ставрополя остался всего один мальчишеский класс. Девятиклассники до сих пор вместе учатся и занимаются спортом. Но некоторые элементы здоровьесберегающей методики в других классах учебного заведения применяют и по сей день.

Несовместимые слезы

В 3-й гимназии города Буденновска, которая также в числе первых вступила в эксперимент, шесть лет назад организовали два таких класса, к 2005-му в образовательном учреждении их было уже пять. В каждом занималось от 20 до 32 человек. Сегодня в гимназии всего два класса, где детей учат, применяя элементы базарновской методики, третий недавно пришлось объединить.

Педагоги 3-й гимназии считают, что не только здоровье, но и сама мужская природа мальчишек в обычных школах в опасности. Нынешняя система обучения и воспитания не учитывает физиологии детей.

- Говоря о равенстве полов, мы даже не подозреваем, насколько они отличаются друг от друга, - говорит завуч по воспитательной работе в начальной школе гимназии № 3 Буденновска Любовь Чужинова. - К примеру, на уроке рабочая активность мальчиков включается только на двадцать пятой минуте. У девочек - примерно на десятой. Зато, когда наконец ученик осознает процесс, ученице становится неинтересно, она выключается. Поэтому организовывать уроки для мальчишек и девчонок нужно по-разному.

Сильному полу намного сложнее адаптироваться к учебе в самом начале года. Зато в апреле, когда девочки уже устали, у мальчиков появляется второе дыхание. Есть и важные психологические тонкости. Девочки не боятся заплакать, их за это никто не высмеет. Совсем по-другому думают мальчики.

Оказалось, что ребята гораздо лучше себя чувствуют в однополом коллективе, меньше стесняются, более раскованны и общительны. К тому же они не полностью оторваны от сверстниц и общаются с ними на переменах, совместных школьных мероприятиях. По мнению учителей, при такой системе обучения у мальчишек формируется даже более уважительное отношение к девочкам, чем в обычных классах.

Раздельное обучение помогло убрать ненужное соревнование полов в начальной школе. И тем самым сформировало отношение к женщине не как к конкуренту, а как к более слабому существу, о котором нужно заботиться.

- У девочек быстрее развивается речевая активность. Мальчишки же учатся выражать свои мысли дольше. И зачастую проявляют себя на все сто уже в старших классах, когда на первый план начинают выходить точные науки, где требуется мужская логика, - рассказывает учитель гимназии № 3 Буденновска, руководитель бывшего класса мальчиков Наталья Куимова.

Однако не весь педагогический состав школ, в которых внедряли эксперимент, поддерживал данную методику. Противники гендерного обучения полагают, что разделять детей по половому признаку нельзя, и опасаются, что таким образом мальчики и девочки не приобретут необходимых навыков общения. Разница между полами, считают они, сильно преувеличена. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же, как и не все мальчишки от природы взбалмошны и неряшливы.

Мнение

Ангелина Калмыкова, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, профессор Ставропольской государственной медицинской академии:

- По последним данным всероссийской диспансеризации, только 12 процентов детей считаются абсолютно здоровыми. Условно здоровыми можно назвать шестьдесят процентов ребятишек. Как раз с этой категорией детей и нужно проводить реабилитационные мероприятия, чтобы улучшить их состояние и тем самым перевести в первую группу. Поэтому в школах необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии, но делать это нужно разумно.

Что касается методики Базарного, то я согласна не со всеми пунктами его концепции. Например, некоторые рекомендуемые ученым мероприятия обычно проводят для всех ребят в классе, не учитывая состояния здоровья каждого отдельного ребенка. Так, чтобы снять усталость у детей, в раздельных классах используют один из элементов методики, то есть отвлекают их внимание на посторонние предметы. Это, как правило, бумажные круги, развешанные по всему классу (на потолке, полу, стенах). Когда учитель просит ребят посмотреть на посторонний предмет, дети резко поворачивают голову. Такое упражнение нежелательно выполнять ребятам, имеющим диагноз "нестабильность позвонков шейного отдела позвоночника". Здесь нужен дифференцированный подход. Детей следует разделить на группы. И в зависимости от того, какой у ребенка уровень функционального состояния (или качество здоровья), с ним нужно проводить соответствующие реабилитационные мероприятия.

Образование Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ