В Тейкове началось создание первого в Ивановской области ювенального суда. То есть такого, который будет рассматривать исключительно дела детей и подростков, преступивших закон.
Первые попытки внедрения элементов ювенальной юстиции здесь предпринимались еще в 80-е годы прошлого столетия, когда при областном суде был сформирован специальный судейский состав для детского правосудия. В последнее время отработкой ювенальных технологий активно занялись два районных суда - в Юрьевце и Комсомольске, где решения по делам несовершеннолетних судьи принимают только после тщательного изучения личности преступника - для этого появились в штате педагоги-психологи.
А в Юрьевецком суде еще и образовали две комиссии - примирительную и семейную, задача которых в первом случае - примирить юного лиходея и его жертву, не доводя ситуации до приговора с лишением свободы. А во втором - отговаривать родителей, собравшихся разводиться, от этого рокового шага, крайне негативно, как правило, влияющего на психику и законопослушность их детей (кстати, когда ювенальными технологиями занимались в Ивановском областном суде, как вспоминает его бывший председатель Валентина Семенко, из 100 подававших заявления пар разводились только 12 - остальных удавалось отговорить).
Реализуется это все, однако, в обычных помещениях судов с их казенной обстановкой и просто шокирующими детей клетками для подсудимых. Между тем настоящий ювенальный суд предполагает привычную для подростка домашнюю обстановку, где только и можно его вызвать на откровенный разговор. И вот первой такое отдельное помещение для детского суда предоставила мэрия Тейкова. Причем в самом центре, с уже проведенными туда коммуникациями и линиями связи.
Предполагается, что там будет работать не только состав суда, специализирующийся на делах подростков, но и детские психологи, сотрудники соответствующей инспекции милиции, муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних, разумеется, школьные педагоги. То есть все структуры, имеющие дело с детьми девиантного поведения, наконец-то собираются в один кулак. И задачу станут решать не наказания оступившегося ребенка в соответствии с буквой закона, как это делают обычные суды, а его перевоспитания, что в таком переломном возрасте вполне реально, особенно если за дело берутся любящие детей профессионалы.
Да и сама процедура ювенального правосудия, как известно, предполагает не только доскональное изучение личности подростка, его семьи, мотивов и всех обстоятельств проступка, но и принятие вместе с приговором индивидуальной программы реабилитации, выполнение которой этот же судья отслеживает.
В такую программу может входить лечение от наркотической или алкогольной зависимости (в Иванове уже зафиксированы случаи белой горячки в 11-летнем возрасте). Помощь в трудоустройстве или получении жилья. А иногда бывает достаточно, как утверждает судья Октябрьского районного суда Иванова Светлана Шнырова, какого-то одного, но точно угаданного запрета.
Был в ее практике, к примеру, подросток, который всегда напивался во время футбольных матчей. То ли гены азарта у него в крови слишком сильные, то ли другие особенности психики, но стоило ему запретить эти походы на стадион - парнишку словно подменили. Родители уж и не знали, как судью благодарить.
Вообще судейское сообщество России давно уже ждет федеральных решений о вычленении из общей системы правосудия отдельной ювенальной. И проект такого закона уже был принят в первом чтении в 2002 году. Но затем он в Госдуме РФ почему-то забуксовал. По мнению специалистов, власти прогнозируют, что за отделением детской юстиции последуют требования и о создании других специализированных судов. Начнет рушиться отлаженная система.
Между тем проблема подростковой преступности в стране год от года обостряется. В Ивановской области ее доля уже перевалила за 14 процентов общего числа преступлений, хотя еще 10 лет назад не достигала и восьми. Причем этот рост в основном идет за счет тяжких видов преступлений - грабежей, разбоев, физического насилия над людьми.
Сегодняшние меры их профилактики недействительны. Да и никто ею, профилактикой, по-настоящему не занимается, кроме профильных инспекций МВД. А отношение молодежи к людям в милицейской форме тоже, мягко говоря, не слишком доверительное.
Тем временем
В Ростовской области, где полноценные ювенальные суды сформировали раньше всех (первый в Таганроге - еще в марте 2004 года), ни один из подростков, прошедших через их процедуры, повторного правонарушения не совершил. Правда, именуются там эти суды не ювенальными (нет пока такой официальной формулировки), а "объединенными судебными составами по делам несовершеннолетних". Но сути дела это не меняет - специализированная детская юстиция действительно помогает очень многих оступившихся подростков отводить от зоны, а значит, и от окончательного вовлечения в криминальную среду.