Попутно думцы поправили и свой регламент, уточнив статус руководителей внутрифракционных групп. Руководители этих групп теперь приравнены "в части материально-технического обеспечения деятельности" к руководителю фракции - со всеми вытекающими последствиями. Правда, в чем состоят особенности "материально-технического обеспечения деятельности" лидера фракции, которые теперь распространятся и на первых его замов, осталось непонятным. В думском регламенте об этом не сказано ни слова. Не внес ясности по этому поводу на пленарном заседании и председатель думского Комитета по Регламенту Олег Ковалев, который сообщил коллегам, что новая регламентная норма не повлечет за собой дополнительных расходов Государственной Думы и не изменит смету расходов. "Просто мы должны уважать людей, которые координируют деятельность более 70-80 депутатов", - сказал Ковалев. И все сразу догадались, что он имеет в виду первых заместителей руководителя "Единой России" Бориса Грызлова и Татьяну Яковлеву, Артура Чилингарова, Валерия Рязанского и Владимира Пехтина, возглавляющих четыре внутрифракционные группы "единороссов".
Другим думским фракциям регламент создавать такие группы не позволяет - числом не доросли. Требуется как минимум 100 депутатов во фракции. "Единая Россия" трижды превосходит эту норму. И подобное неравенство, закрепленное голосами избирателей, сильно раздражает вице-спикера от ЛДПР Владимира Жириновского. "Нельзя, чтобы партия большинства старалась повернуть регламент только в свою пользу. Мы не можем в повестку дня ни один вопрос внести, - пожаловался Жириновский, обращаясь к "единороссам", - вы у нас все блокируете, у вас большинство. А сейчас вы забираете еще и большин-ство в части материально-технического обеспечения".
Жириновский предложил внести в думский регламент другие поправки - чтобы "оппозиция при наличии 90 подписей имела все те права, которые имеет большая фракция". И нашел поддержку во фракции "Справедливая Россия". "Это не безобидная поправка, - заявила Светлана Горячева. - На самом деле руководители внутрифракционных групп "Единой России" становятся равными по статусу руководителям оппозиционных фракций. Это действительно раздувание бюрократического аппарата внутри Государственной Думы".
Впрочем, в прежней Думе самая большая фракция нижней палаты парламента - "Единая Россия" - тоже создавала четыре группы. И эта практика себя оправдала, потому что позволяла собирать фракцию хотя бы по частям два-три раза в неделю. Найти в Думе помещение для общего сбора фракции численностью более 300 человек было сложно. Однако, как заметил Олег Ковалев, статус руководителей внутрифракционных групп в прошлой Думе "был достаточно размыт". Тем не менее, как считают коллеги из оппозиции, наблюдавшие за работой "единороссов" "со своих колоколен", это не мешало фракции парламентского большинства в четвертом созыве нормально функционировать. А предлагаемые поправки в регламент, по словам Сергея Иванова (ЛДПР), дадут повод для новых упреков в том, что "Госдума раздувает полномочия, штаты, привилегии".
При обсуждении состава думских комитетов и их руководителей обнаружилась другая проблема. Владимиру Жириновскому показалось подозрительным, что депутаты ринулись в комитеты по бюджету, по собственности, по экономической политике и безопасности и забыли комитеты по культуре, по науке, по делам ветеранов. "Все стремятся туда, где идет, так сказать, дележ денег", - отметил вице-спикер, предложив распределить депутатов между комитетами хотя бы примерно поровну - по 10-14 человек в каждом из 32 комитетов.
"У нас было негласное правило в прошлые созывы: если в комитете менее 12 депутатов и в течение полугода не подготовлено ни одного законопроекта, комитет признавался недееспособным", - напомнил Николай Харитонов (КПРФ), пожелав закрепить подобную норму в регламенте. Неожиданный отклик вдохновил Владимира Жириновского на совсем революционное заявление: "Должен быть один заместитель председателя Госдумы, по одному заместителю у председателей комитетов и никаких первых. Один человек должен замещать, когда в этом есть необходимость. Госдума показывает плохой пример - кругом сплошные начальники, будем ходить по коридорам и теряться в вывесках", - сформулировал правила власти Жириновский, оставив без ответа вопрос с места: стоит ли рассматривать его выступление как отказ от должности заместителя председателя Госдумы? У спикера сейчас десять замов, и Жириновский - один из них.
Заодно депутаты слегка занялись законотворчеством - отклонили поправки депутатов Амурской области к Кодексу об административных правонарушениях, предлагавшие увеличить штраф за управление автомобилем, не имеющим регистрационных номеров, до 10 минимальных размеров оплаты труда. Причину такого решения объяснил Владимир Плигин: во-первых, административные штрафы исчисляются уже не в МРОТах, а в рублях, а, во-вторых, Дума уже приняла поправки в КоАП, которые за отсутствие номера на автомобиле предполагают более значительный штраф - до 10 тысяч рублей. Эта информация задела некоторых депутатов за живое. Очень расстроился Сергей Иванов (ЛДПР), считающий, что "подобные драконовские меры за незначительные правонарушения абсолютно неоправданны". А по мнению Геннадия Гудкова ("Справедливая Россия"), Дума вообще пошла не тем путем, пытаясь навести порядок на дорогах репрессивными мерами и перекладывая "ответственность за состояние и безопасность дорожного движения на плечи автоводителей". Гудков от имени фракции предложил провести парламентские слушания и посмотреть, что же реально делает ГИБДД для безопасности дорожного движения. Но эта инициатива не нашла поддержки.