17.01.2008 04:30
В мире

Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Киргизии превышает 40 процентов

Макроэкономической стабильностью Киргизия обязана малому и среднему бизнесу
Текст:  Лариса Ли (Бишкек)
Российская газета - Центральная Азия: №0 (4564)
Читать на сайте RG.RU

Вклад малого и среднего предпринимательства в киргизскую экономику в 2007 году составил свыше 40 процентов.

Такие данные приводит нацстатком Киргизии, публикуя отчет о макроэкономической ситуации в республике в прошлом году.

Cогласно официальным статданным, по итогам 2007 года рост ВВП Киргизии приблизился к плановой цифре в 8 процентов. Во многом этот успех достигнут благодаря развитой системе малого и среднего предпринимательства - МСП.

Не случайно на одной из последних встреч с деловыми кругами республики президент Курманбек Бакиев, анализируя экономическое положение страны, признался, что только благодаря малому и среднему бизнесу удалось предотвратить обвальное крушение экономики после мартовских событий 2005 года.

 - Если бы этот сегмент не был таким дееспособным, то экономика страны, возможно, потерпела бы крах под нажимом политического пресса в виде бесконечных митингов и акций протеста в течение всего этого времени, - считает глава государства. - И сгодняшняя макроэкономическая стабильность в республике обеспечена во многом благодаря активному участию малого и среднего бизнеса.

В 2007 году субъекты малого и среднего предпринимательства произвели промышленной продукции почти на 6 миллиардов сомов,  что составляет 22 процента  от общего объема ВВП. В сельском хозяйстве это свыше 9 миллиардов сомов или 48,3 процента к ВВП. Однако в сравнении с 2006 годом имеет место незначительный спад производства, свидетельствуют данные нацстаткома.

Наиболее весомый вклад в экономику сегодня, впрочем, как и 15 лет назад, вносят предприятия МСП, занимающиеся торговлей, ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования. В совокупности они произвели продукции и оказали услуг на 46 миллиардов сомов, из этой суммы половина приходится на долю индивидуальных предпринимателей - 23,4 миллиарда. В процентном соотношении к общему объему услуг это равно соответственно 86,8 и 44,3 процента. Примерно таких же результатов добились компании, занятые в сфере гостиничных услуг и общественного питания, - 87,6 процента.

Эти данные наглядно свидетельствуют о том, что малый и средний бизнес присутствует в каждом секторе экономики республики, за исключением энергетики,  а в некоторых отраслях занимает доминирующее положение.

По мнению доктора экономических наук, профессора Жумакадыра Акенеева, роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики Киргизии была ведущей со времен распада Союза. "По сути, если бы не великая сила самосохранения, заставившая бывших советских учителей, медиков, лаборантов и сотрудников НИИ, оставшихся без работы и средств к существованию, взяться за челночный бизнес, то неизвестно, возродились ли бы промышленность и строительство, начал  развиваться туризм?" - спрашивает профессор Акенеев.

Анализ деятельности МСП, проведенный отделом экономической и социальной политики администрации президента Киргизии, показывает, что в 1990-е годы доля малого и среднего бизнеса в ВВП республики составляла более 70 процентов. Последние два года этот показатель держится на уровне 40 процентов. Сегодня в республике зарегистрировано 8555 малых и средних предприятий, в которых трудятся около 300 тысяч человек. Растет и число индивидуальных предпринимателей - ежегодно армия частников увеличивается на 15 - 20 тысяч человек.

Однако точного количества занятых в сфере малого и среднего бизнеса официальная статистика не дает. По оценке экспертов, специализирующихся в области изучения трудовых ресурсов, многие субъекты МСП по-прежнему работают в "полутени". Даже зарегистрированные при государственных органах предприятия не указывают точного числа работающих. Проверить же у владельцев предпринимательских патентов количество наемных ими работников еще сложнее, считают эксперты.

Чтобы вывести субъекты МСП и индивидуальных предпринимателей из тени, правительство предпринимало все возможные шаги - вплоть до предоставления предприятиям малого и среднего бизнеса  либерального налогового режима, перевода на патентную систему подпольных швейных цехов и ресторанов, повсеместного внедрения контрольно-кассовых машин и ужесточения проверок деятельности частных предпринимателей. Отчасти власти, таким образом, удавалось расширить налогооблагаемую базу.

В то же время ужесточение администрирования бизнеса не давало тех результатов, на который рассчитывали реформаторы, а именно - многие "теневики" по-прежнему предпочитали работать вне поля зрения государства. Более того, рост числа проверок усугубил и без того высокую коррупцию, которая, в свою очередь, препятствовала желанию предпринимателей развивать и расширять бизнес, искать партнеров на стороне, инвестировать средства в экономику страны.

Специалист в области изучения малого и среднего бизнеса Геннадий Карабанов считает, что необходимость для власти пересмотреть свое отношение к МСП назрела давно. "Чиновники недооценивают потенциал национального предпринимательства, - говорит эксперт. - В то же время надежды правительственных чиновников на то, что экономика страны и впредь будет развиваться только благодаря внедрению все новых и новых госпрограмм, установлению жестких госмонополий, мне видятся неоправданными".

В то же время, по словам Карабанова, в целом по стране ежегодно разоряется, не выдержав конкуренции, примерно треть предприятий малого и среднего бизнеса. Причины этого явления, по мнению эксперта, кроются в существующей высокой регуляторной нагрузке, сложном законодательстве, громоздкой разрешительной системе и коррупции.

Между тем, в последнее время субъекты малого и среднего бизнеса стали активнее предъявлять свои права на участие в законотворческом процессе страны, особенно в подготовке тех документов, которые непосредственно касаются их деятельности. В качестве примера можно назвать,  работу  над альтернативным проектом нового налогового кодекса, а потом его активное лоббирование среди бизнес-сообществ в парламенте и в СМИ. И эта борьба за продвижение своих корпоративных интересов еще не закончена.

А несколько месяцев назад МСП объединились в один альянс, который представляет собой уже серьезную общественную и политическую силу, к мнению которой нельзя не прислушаться. Своего рода площадкой для  диалога власти и бизнеса стал также и созданный в минувшем году инвестиционный совет Киргизии, в котором в равной степени представлены как деловые круги республики, так и руководители ведомств, международных организаций, иностранные инвесторы. Основная цель новой структуры - улучшение инвестиционного климата в республике, а одной из задач является изменение отношений между чиновниками и бизнесменами с тем, чтобы сделать их партнерскими.

В результате наметившегося сотрудничества появилось несколько прогрессивных законов, направленных против бесчисленного числа проверок субъектов предпринимательства и в защиту их прав. Вопрос сейчас в том, каким образом нормативно-правовые  акты будут исполняться. Ведь это, как отмечают многие эксперты, самое слабое место в киргизской экономической политике.

Кыргызстан Макроэкономика