18.01.2008 03:55
Общество

Борис Смолин и Матвей Шпаро прошли четверть пути к Северному полюсу

Уникальный поход российских путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина к Северному полюсу продолжается
Текст:  Елена Шмелева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4566)
Читать на сайте RG.RU

"Российская газета" уже писала о старте труднейшей, в условиях полярной ночи, экспедиции Матвея Шпаро и Бориса Смолина на Северный полюс.

Никому до сих пор не удалось преодолеть 1000 километров пути - кромешной темноте, при морозе, ветре, да еще в окружении хозяев Арктики - белых медведей.

С самого начала похода ребят ожидали всевозможные неприятности. Так, во время высадки на мысе Арктический ветром унесло надувную лодку - каяк. Хорошо, что была запасная. Не удалось также стартовать вовремя: вместо твердого льда перед двумя отважными путешественниками двигалось крошево из снега и льда, а берег был густо усеян следами медведей. Когда наконец посчастливилось покинуть мыс, оказалось, что снег в начале пути сплошь соленый и пресную воду добыть из него не удается. Не заставил себя долго ждать и белый медведь, который пришел к палатке ночью, распотрошил сани Бориса, разлил бензин и испортил часть провианта. Зверь уходил и возвращался, а смельчаки отстреливались из ракетниц и пятизарядного "Ремингтона".

Пройдена четверть пути. Мужественным россиянам осталось еще преодолеть 720 километров. Прогноз погоды Гидрометцентра России на ближайшие дни выглядит устрашающим. В пятницу сильная метель, порывы ветра - 20-25 метров в секунду. Суббота: сильный ветер сохранится. Воскресенье: на фоне того же ветра понижение температуры до минус тридцати. Главная задача - добраться до полюса, пока не наступило утро. Тогда это и станет рекордом.

За передвижением ребят пристально следят во всем мире. Один из самых знаменитых американских полярных путешественников Уилл Стигер прислал письмо со словами поддержки:

- Самым большим испытанием для меня в Арктике был переход по расколотым льдам возле мыса Арктического. Я мысленно с вами, чтобы поддержать вас. Победа и состоит в единственном шаге, но сделанном в нужный момент. С вами благословение всех и всеобщее восхищение.

Давайте держитесь там!

Из дневника Матвея Шпаро

21.12.07 г.

 

Вертолеты высадили нас на мысе Арктический. От воды 50 метров. Вдоль берега двигается поток ледяной каши, скорость 5-7 м/с. Раньше не видел, чтобы лед шел так быстро. Темно. Сильный ветер. Движение льда сопровождается шорохом. Масса следов белых медведей. Мы допустили огромную оплошность - ветром вырвало и унесло лодку - надувной каяк длиной 4,5 метра. Крайне плохая идея состояла в том, что мы везем его в вертолете надутым.

22.12.07 г.

Привезли запасную лодку. Провозились часа полтора, накачивая каяк, и начали движение около 12 часов по отвратительной замерзшей каше. Через 200-300 метров ступили на достаточно ровный лед толщиной 20 см. Каяк тащим по очереди. У каждого из нас по двое санок. Одна пара саней весит 160 кг плюс лодка. Неудобно тащить "три вагона". Прошли мало, но благодаря южному ветру продвинулись на север на 6,2 км.

24.12.07 г.

За пресной водой ходили к айсбергу. Интересно, что по спутниковому телефону нам объяснили, где он, еще позавчера, когда мы были на Арктическом. До него было 9,2 км. Его обнаружили на космическом снимке.Страх накапливается. Обе минувшие ночи спали лишь наполовину. Боялись медведей, тщательно вывешивали вокруг палатки сигнализацию. (Медведь дотрагивается до ограждения, и начинает выть сирена.) Боялись торошения. Когда спишь и ветер усиливается, спиной чувствуешь, как льдина вздрагивает. Не по себе.

26.12.07 г.

Динамичная ночь. В 21.30 пришел медведь. Утащил сани Бориса. Порвал кожух. Вскрыл бутыль с бензином. Часа два отгоняли его: он уходил и возвращался.

Было несколько очень ощутимых толчков. Не стали залезать в спальные мешки, спали (пробовали спать) поверх их - максимально одетые, готовые к авралу.

26.12.07 г.

К вечеру ветер стихает, температура повысилась до -20. Больше никто не приходил. После пурги откапывали палатку. Днем, пока ветры бесились, писали дневники и читали инструкции, не прочитанные вовремя.

Раз в 5-6 часов обходим палатку - исследуем, не появились ли новые опасные трещины. Никаких тебе горизонтов, никаких разведок. Куда пойдешь? Фонарь пробивает на 50-70 метров. Сдвинешься от нарт на 100 метров, увидишь с гулькин нос и при этом думаешь о том, что вот сейчас над твоими нартами склонился хозяин Арктики.

27.12.07 г.

Шли 6 часов. По-прежнему поля молодого льда (толщина 15-30 см) и замерзшая каша. 3-4 раза попадались вкрапления многолетнего толстого льда, но всего лишь крошечные осколки: 20х30 кв. м. Прошли 8,5 км, и это, конечно, неплохо. Скольжение на льду толщиной 15 см гораздо хуже, чем на более толстом льду. Дело в том, что соль, выступающая поверх молодого льда, тормозит движение, словно песок.

28.12.07 г.

Стало больше торосов. Они невысокие, но с поездом из двух нарт и лодки идти крайне проблематично. Лодку использовали лишь однажды - плыли метров 20. Четыре раза она служила мостиком через каналы открытой воды. Подмывает ее выбросить.

Плыть можно только в том случае, если видишь берег. 50 метров мы легко переплываем и без лодки в наших непромокаемых костюмах.

29.12.07 г.

Холодющая ночь, минус 40. Сложности с бензином - мы не укладываемся в норму. Лучше бы медведь схватил мешок с рационами, но не трогал горючее. Трудно соблюсти запланированную суточную мизерную норму - палатка обмерзает, ботинки ледяные.

31.12.07 г.

В палатке стоит живая елочка, с локоток. На ней горят свечи. Сегодня мы решили отдохнуть и сменить белье. Очень холодно. Утром долго не разжигался примус. Бензина у нас 20 бутылок, каждая на 3 дня. То есть горючего на 60 дней. А продуктов на 65 дней. Наше предложение - выбросить 10 кг продуктов, все-таки облегчатся нарты. Зачем продукты без бензина? Без бензина нам не прожить.

01.01.08 г.

Наши действия в честь 2008 года: выбросили лодку и 10 дневных рационов. На старте двое моих саней весили 160 кг. Сегодня, думаю - 140. Но, когда тянешь, трудно почувствовать разницу в 20 килограммов, ведь 140 кг тоже очень много. Борис говорит: вроде бы стало легче. Вот именно: вроде бы.

Сегодня лед - 50-60 см. Все время встречаются, словно небольшие курганы - вздутия льда. Много торосов и пройти с двумя санями через них невозможно. Провожу одни нарты, потом другие.

02.01.08 г.

Продвинулись на север на 9 км. Работали по-черному. Много водных препятствий (наверное, потому, что выбросили лодку). Некоторые трещины перепрыгивали, через некоторые строили мостки, а один канал преодолели вплавь. Через 6 часов движения остановились перед большим каналом. У берега "сало" - сантиметровый лед. Противоположного края не видно.

Ничего не оставалось, как надеть костюм и поплыть на разведку. Вроде я видел поле. Но чистая вода сменилась "салом". Стал его пробивать. Пока колол нилас, то, что мы называли полем, уплыло. Скорее всего, никакого поля и не было. Стреляли из ракетницы, чтобы осветить льды с неба, но видно максимум на 100 м.

04.01.08 г.

Все эти дни Луны нет. Она появится только 13 января. На мысе Арктическом она все-таки нам послужила. Теперь темень полная. Температура - минус 25, ветер - 15-18 м/с. Шли всего три часа - слишком сильный ветер. Лед - 20-30 см. И торосы, целые поля торосов. Вечером 1 января мы стояли на широте 82 03 . Бились-бились, пришли на 82 13 , то есть отвоевали 10 минут, продвинулись на 18 км! Снова бились и... вернулись на старое место.

05.01.08 г.

Ночью было торошение. Проснулись в 6.00. Все! Ломает! Бросаем вещи в нарты и убегаем. Нет - утихло. Легли, и снова в 8.00 затарахтело. Треснула стойка от палатки, полетел фонарь у Бориса.

06.01.08 г.

Вчерашний день посвятили ремонту и размышлениям. Отремонтировали и фонарь, и стойку от палатки, а с чайником, у которого прогорело дно, наверное, придется попрощаться. Легли только в час ночи. В три нас разбудили очередные раскаты крошащегося льда. Сильно нервничали, сон не шел, и заснули лишь утром. В результате весь день проспали.

Очень холодно, Борис говорит, что 2-3 часа не может уснуть от холода. На установку лагеря уходит 4 часа: выбрать место, поставить палатку, окопать ее снегом, чтобы было теплее, окружить дом сигнальной защитой против белых медведей. Влезть в трехслойный спальник - тоже очень не простая задача. Наконец лежишь и мучительно долго согреваешься. На сон уходит 9-10 часов. 4 часа на утренние сборы. Где взять 9-10 часов на работу?

07.01.08 г.

Вчера двинулись в 21.30 и работали до 7 утра. Кто-то скажет, что мы шли ночью. Да, точно - все предыдущие километры пройдены ночью.

Правда, к 7 утра совсем осоловели. Дрейфа нет. Лед плохой, много разводий, к счастью, все замерзли. Недавно, сутки назад, тут было много открытой воды. Появились льды пофундаментальнее - 60-70 см. У Бориса замерзла нога. У него долго согреваются руки и ноги.

09.01.08 г.

По GPS с 21.00 до 9.00 мы переместились на 27 км. Это отлично. Мы живем от палатки до палатки. Сняв палатку, отдохнуть уже нельзя. Мы отказались не только от дневного обеда (с палаткой), но даже от 10-минутных привалов.

Лед тонкий, торосы низкие, укрыться от ветра за ними совершенно невозможно. И вот ветер. Он всюду. Мы становимся спиной к ветру, пьем горячий чай из термоса и снова идем. Ветра такого холодного и, главное, такого постоянного, кажется, нигде никогда не было.

Льдину трясет. Снова и снова толчки. Спать невозможно, решаем поскорее идти. Отвратительно, что в палатке все вещи кажутся влажными.

Теперь я понял. Главная трудность в том, что мы не можем толком отдохнуть и восстановиться.

10.01.08 г.

Новый предел: в метель наши фонари пробивают темноту только на 3 метра. Думаешь только о том, как не потерять направление движения. Схватит ветер левой скулой и стараешься идти так, чтобы ветер бил в одно и то же место.

Теперь мы спим, когда в Москве работают. Сейчас 24.00, и мы готовимся выходить. Жить по 26 или 28 часов в самом деле удобнее.

11.01.08 г.

вот только что, поняли, что нам грозит неожиданная беда. Взяли из нарт рацион в палатку - сегодняшний ужин, завтрашний завтрак и перекусы - и вот все это в бензине. Оказывается, тот злополучный белый медведь, разорвав бутылку с бензином, часть его пролил на наши продукты. Это какое-то экзотическое невезение. Сколько пропало рационов?

Надеемся завтра пересечь 83-ю параллель.

Образ жизни