19.01.2008 03:00
Экономика

Недобросовестным руководителям банков грозят новыми санкциями

Недобросовестным руководителям банков грозят новыми санкциями
Текст:  Олег Гладунов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4567)
Читать на сайте RG.RU

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) подготовило и направило в минфин проект поправок, ужесточающих ответственность за вывод банковских активов и преднамеренное банкротство.

 

Напомним, что АСВ непосредственно занимается процедурой банкротства банков с отозванной лицензией. И очень часто сталкивается с тем, что на счетах у банка-банкрота совершенно нет денежных средств для расчетов с кредиторами и клиентами. А в случае, когда клиентами являются граждане, по закону о страховании вкладов агентство вынуждено выплачивать им деньги "из своего кармана". Клиенты - юридические лица зачастую вообще остаются ни с чем.

Подробнее о законодательных инициативах и причинах их появления "РГ" рассказал первый заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников:

"Сейчас существует наказание за преднамеренное банкротство - лишение свободы на срок до шести лет. Мы предлагаем ужесточить эту меру до 10 лет плюс ввести штраф до одного миллиона рублей. Так как доведение банка до банкротства происходит путем множественных мошеннических действий, а наказания за мошенничество в Уголовном кодексе предельно жесткие, мы попытались соблюсти соответствие в нашем предложении.

В прошлом году Совет директоров Агентства по страхованию вкладов обратил внимание на то, что балансовая стоимость активов банков с отозванными лицензиями, банкротством которых мы занимались, как правило, гораздо меньше их реальной стоимости. Агентству было поручено разобраться в причинах этого явления. Проведя анализ, мы выяснили, что первая и основная причина - это преднамеренный вывод активов руководством ряда банков, а вторая - фальсификация финансовой отчетности. Обе эти причины в одинаковой степени объясняют 80 процентов утери активов у банков с отозванными лицензиями, и только около 20 процентов приходится на рыночные обстоятельства, связанные с банковскими рисками.

В разработанном законопроекте можно выделить два основных направления. Первое - это фальсификация отчетности, позволяющая в течение долгого времени вводить в заблуждение кредиторов и надзорный орган. Сегодня за эти действия никакой ответственности не существует.

Второе - использование фирм-однодневок. Сегодня существует закон об ответственности за их создание. Однако, как правило, создают эти фирмы одни, а используют их совершенно другие люди, которые не несут за это никакой ответственности. Между тем ущерб наносит не создание фирмы-однодневки, а именно ее использование.

Есть в нашем предложении и изменения, касающиеся преднамеренного банкротства. Мы должны исследовать работу банка за два года до момента отзыва лицензии. Зачастую выясняется, что банк стал банкротом еще задолго до принятия официальных мер. В предыдущей редакции действующего закона было предусмотрено наказание за ухудшение финансового положения и доведение кредитной организации до банкротства, а потом норму об ухудшении исключили. Мы предлагаем снова ее ввести.

Еще одна важная поправка - о сохранности документации. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуацией ее полного или частичного отсутствия. И привлечь руководителя банка к ответственности за утрату документации проблематично. Этот пробел в законодательстве, которым часто пользуются мошенники, мы предлагаем закрыть статьей закона.

Кроме того, мы предлагаем ввести обязательное дублирование электронных баз данных".

Крупные компании Банки