Многие помнят афинские Игры 2004 года, после которых Немов завершил карьеру. Тогда его засудили, оставили без медали. Хорошо хоть вручили награду Международного комитета "Фэйр Плей" в номинации "За благородный жест". Нашего заслуженного мастера иногда со страшной силой снова тянет на "большой" помост, но он, как всегда честно, признается, что настало время других спортсменов. О том, как сборная справится без него на приближающейся Олимпиаде в Пекине и о своей роли в подготовке новых кадров Алексей Немов рассказал корреспонденту "РГ".
Российская газета : Алексей, многие спортсмены возвращались в большой спорт. И причем удачно. "Художница" Алина Кабаева например. В будущем сезоне поклонники фигурного катания ждут новых свершений от Евгения Плющенко. А вы такую возможность не рассматриваете?
Алексей Немов : Поначалу, когда я смотрел соревнования, сразу загорался. Хотелось выйти, выступить. Но я останавливал себя: вот вышел бы - и ничего б не сделал. Подготовка программы - это очень долгая, тяжелая работа, это нервы, это всякие болячки. Я понимал, что так уже не смогу. Но когда был сентябрьский чемпионат мира, который я смотрел как зритель, то наконец почувствовал, что уже немного успокоился.
РГ : То есть теперь ваше место на соревнованиях только на зрительской трибуне? А в комментаторскую кабинку не желаете пробраться?
Немов : Ну, так скажем, на трибуне для важных персон (улыбается). Я же все-таки вице-президент Федерации спортивной гимнастики России. Но "болею" я серьезно, очень переживаю за ребят. Мысленно все делаю с ними, все пропускаю через себя. Поэтому, кстати, не люблю и не хочу комментировать состязания по ТВ.
РГ : Еще одна попытка: может, вы себя в роли тренера видите?
Немов : Я и так передаю опыт своим партнерам по шоу, давая им советы, что-то подсказывая по ходу подготовки. Но вот настоящим тренером я бы не хотел быть, потому что это очень тяжелый, титанический труд. Во-первых, в зале надо сидеть с 7 утра до 7 вечера. За 23 года в спортивной гимнастике мне хватило этой рутинной работы. Я благодарен своему наставнику Евгению Григорьевичу Николко, сегодня он старший тренер мужской сборной, за то, что он меня терпел все эти годы. Однако сам на его место не готов встать.
РГ : Так чем займетесь в будущем?
Немов : Оно однозначно будет связано со спортом. А поскольку я учусь в дипакадемии, то, возможно, буду представлять интересы России в одной из международных спортивных организаций. Поживем - увидим. Я не бизнесмен и не политик, который на 10-15 лет вперед загадывает. Сейчас моя цель сделать так, чтобы мое шоу "Полеты" людям понравилось.
РГ : Кстати, о шоу... Выступления фигуристов в телевизионном формате пользовались огромной популярностью. Вы никогда не думали тоже засветиться на ТВ?
Немов : Я много думал о том, как интересно и красиво показать гимнастику, в том числе с помощью телевидения. Но пока других идей, кроме того шоу, с которым мы ездим по стране, у меня не возникает. Дело в специфике спорта. Наше шоу на ТВ невозможно из-за его сложной технической стороны. С гимнастикой не шутят. Можно "убраться" так, что мама не горюй.
РГ : А вы считаете фигуристов своими конкурентами в борьбе за аудиторию? Ведь Илья Авербух и компания с гастролями по стране тоже ездят.
Немов : Фигуристы нам не конкуренты. У нас одна идея и задача - популяризация спорта в целом. Главное - чтобы дети заинтересовались, пошли в секции, чтобы у детей появилась какая-то мотивация. Кумиры в конце концов: "Вот олимпийский чемпион, и я тоже хочу быть таким!" Это хорошая штука, и она работает.
РГ : Получается, вы с Авербухом готовите резерв. Но, скорее всего, уже к зимней сочинской Олимпиаде. А что нас ждет на пекинской?
Немов : В Пекине наша сборная может достойно выступить. В командном зачете есть все шансы попасть в тройку сильнейших. За медали на отдельных снарядах и в многоборье должен побороться абсолютный чемпион Европы 2007 года Максим Девятовский. Многое будет зависеть от физической подготовки, от психологического состояния спортсменов, от удачи в конце концов.
РГ : А как же наш провал на чемпионате мира? Да еще дисциплинарные наказания тому же Девятовскому и Юлии Ложечко...
Немов : Девятовский, как потом оказалось, сломал ногу на брусьях и потому не смог выйти на перекладину. Что произошло с Ложечко, я точно не знаю. Но в любом случае, мне кажется, не надо всю вину скидывать на ребят. Это наши дети, наше поколение. Мы же сами их тренируем, занимаемся с ними. Осуждать всегда легко. Поддержать, помочь, проанализировать - другое дело. Но наказание для них тоже будет уроком. Нужно его усвоить и идти дальше.
РГ : А вам когда-нибудь приходилось такие уроки учить?
Немов : На турнире в Италии в 1993м. Я был лидером, выигрывал 1,5 балла у ближайших соперников. Заключительный снаряд - перекладина. Я три раза упал во время выполнения упражнения. Тренерский вариант "просто и стабильно" отверг. Разошелся и решил идти ва-банк. В итоге занял 9е место. И плакал, и рыдал потом. Только представьте себе картину: сидит взрослый мужик в раздевалке и ревет. Но на следующий день собрался и выиграл три снаряда.
РГ : Ваш сын и полный тезка Алексей Немов-младший, наверное, гордится таким папой?
Немов : Он не видел моих выступлений и, по-моему, не понимает, не осознает, что у него знаменитый отец. Но он у меня тоже гимнаст. И еще артист в придачу: принимал участие в первом шоу "Легенды спорта". Он любит, когда на него смотрят, пытается что-то показать. Правда, осенью сын пошел в первый класс, и с гимнастикой пришлось временно завязать. Но задатки у него есть, поэтому в секцию он обязательно вернется.
РГ : А кроме сына, вы видите сейчас в нашей гимнастике наследника - некого Немова-младшего? Еще один заслуженный лидер сборной Светлана Хоркина своей преемницей назвала Ксению Семенову.
Немов : Я думал, вы сейчас скажите Ксения Собчак, которая вместе со Светой под куполом цирка летала в проекте "Цирк со звездами". А Ксения Семенова...Да, мне тоже понравилось, как она работает. Но таких оценок я стараюсь не давать. У каждого свой путь. Пока я не вижу таких людей. Потому что страна действительно пережила сложную перестановку, и на сегодняшний момент мы потеряли десять лет. А другие страны-то, наоборот, приобрели. В том числе и наших тренеров. Сегодня мы столкнулись с тем, что начинаем возрождать тренерскую традицию, гимнастическую традицию в целом. Думаю, через лет 5-6 у нас все станет на круги своя.