22.01.2008 02:59
Экономика

В России неожиданно произошло снижение потребительской уверенности населения

Но свыше половины россиян считают, что их материальное положение в 2008 году не ухудшится
Текст:  Евгений Васильчук
Российская Бизнес-газета - : №0 (637)
Читать на сайте RG.RU

Результаты обследований, проведенных Росстатом в четвертом квартале 2007 года, свидетельствуют о некотором снижении потребительской уверенности населения России. Эти данные явились несколько неожиданными для экономистов: динамика доходов и товарооборота в конце 2007 года не давала поводов для пессимизма. Довольно уверенными остаются прогнозы и на первое полугодие 2008 года (см. материал на этой стр.).

Тем не менее, по данным Росстата, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в четвертом квартале 2007 года составил -5 процентов против -0,5 процента в третьем квартале 2007 года и -3 процента в четвертом квартале 2006 года.

По мнению статистиков, понижение индекса потребительской уверенности было вызвано снижением доли позитивных оценок респондентами произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения и экономической ситуации в стране, а также благоприятности условий для крупных покупок. Не оспаривая сами результаты опроса, отметим, что ключевым фактором ухудшения настроений была, по-видимому, все же высокая инфляция и ужесточение условий кредита, что просто сместило спектр предпочтений в более доступные для населения сегменты рынка.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил -6 процентов против -1 процента в третьем квартале 2007 года и в четвертом квартале 2006 года.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении составил -7 процентов, что на 5 процентных пунктов ниже, чем в третьем квартале 2007 года (-2 процента), и на 3 процентных пункта ниже уровня четвертого квартала 2006 года (-4 процента).

Доля респондентов, указавших на улучшение своего материального положения в течение года, составила в четвертом квартале 2007 года, как и в соответствующем периоде 2006 года, около 18 процентов. Доля отрицательных ответов возросла с 22,5 процента в четвертом квартале 2006 года до 27,5 процента в четвертом квартале 2007 года.

В течение следующих 12 месяцев улучшения своего материального положения ожидают примерно 12 процентов населения, на возможное ухудшение ситуации указало 17 процентов опрошенных (против 12 процентов в четвертом квартале 2006 года). На опасения, связанные со значительным ростом цен, указали 66 процентов опрошенных (против 49 процентов в четвертом квартале 2006 года). Это подтверждает тезис о том, что главным виновником потребительских разочарований в 2007 году стала инфляция, а не динамика доходов. Тем более что свыше половины респондентов придерживаются нейтрального мнения и считают, что их материальное положение осталось на уровне предыдущего года и в течение следующих 12 месяцев не претерпит серьезных изменений. Это делает прогнозную картину 2008 года гораздо более устойчивой, чем можно было предположить из-за простой отрицательной разницы позитивных и негативных ответов.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил +2 процента против +7 процентов в третьем квартале 2007 года и +5 процентов в четвертом квартале 2006 года.

Индекс произошедших изменений в экономике России составил +2 процента против +8 процентов в третьем квартале 2007 года и +4 процента в четвертом квартале 2006 года.

Наиболее низкие значения сохраняют индексы благоприятности условий для крупных покупок и текущего личного материального положения. В четвертом квартале 2007 года каждый из них равнялся -17 процентов. Разумеется, это вызвано ухудшением условий кредитования.

Но даже несмотря на ужесточение кредита, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года индекс благоприятности условий для крупных покупок вырос на 3 процентных пункта и на 8 процентных пунктов - по сравнению с четвертым кварталом 2005 года, сохраняя наиболее выраженную среди других индикаторов потребительской уверенности тенденцию роста.

Вполне естественно, что наиболее высокое значение индекса потребительской уверенности наблюдалось у молодежи в возрасте 16-29 лет и наименьшее - среди лиц 50 лет и старше. В четвертом квартале 2007 года индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России для молодежи в возрасте 16-29 лет составил +9 процентов, для лиц в возрасте от 30 до 49 лет - +3 процента, для лиц от 50 лет и старше - -3 процента.

Товары и цены