По данным физиологов, за последние десять лет число школьников с хронической патологией выросло в полтора раза. Одна из причин, как считают специалисты, - непомерные учебные нагрузки: уже за первый год обучения здоровье ребят ухудшается в три раза. Кто контролирует количество уроков в расписании? Когда должны начинаться занятия? Сколько часов ребенок может выполнять домашние задания? Об этом корреспондент "РГ" беседует с директором Института содержания и методов обучения РАО, профессором Михаилом Рыжаковым.
Российская газета: Михаил Викторович, в редакцию пришло письмо от психолога из Санкт-Петербурга, которая рассказала: каждый десятый ее пациент - подросток, который не справляется со школьной программой. К чему такие нагрузки?
Михаил Рыжаков: Все школы страны работают по базисному учебному плану (БУП). Там четко записано: нагрузка в младших классах 22-25 часов в неделю, в основной школе 28-32, в старших классах - 36 часов. Эти нормативы не меняются годами! Как и количество учебных предметов, обязательных к изучению. Например, в основной школе их 15. Зa весь прошлый век в плане появился только один новый предмет - информатика.
РГ: Подождите! А как же риторика, логика, психология, правоведение, экономика, обществоведение?
Рыжаков: Обществоведение есть в базисном плане. А вот всего остального, что вы перечислили, нет. Правда, еще экономика есть в старшей школе в профильных классах.
РГ: Что, на эти "лишние" занятия можно не ходить?
Рыжаков: Можно не ходить. Но надо понимать еще одну вещь. Допустим, планом предусмотрено 36 часов. 31 час - время, которое отпущено на изучение предметов, обязательных для всех школ России. 3 часа - так называемое время регионов - субъектов Федерации РФ. Они могут быть потрачены на "краеведение", "историю", "экологию" родного края, одним словом, на любую дисциплину по желанию местных властей. 2 часа - время школы. Она сама решает, как ей распорядиться этими уроками и какой курс читать ученикам. И вот если это будет риторика или логика, то они для посещения обязательны.
РГ: Интересно получается: нормативы с годами не меняются, а дети головы не поднимают от учебников. В чем тут дело?
Рыжаков: Часто родители и учебное заведение договариваются о проведении дополнительных занятий. Я знаю в Москве школы, где вместо 15 учебных предметов преподавалось 25-26 дисциплин. А ведь все, что сверх нормы, в аттестат не идет. Хотя никаких ограничений на дополнительные занятия нет. Сколько родители захотят и школа предложит - столько и будет.
И все же проблема перегрузки от большого количества уроков далеко не на первом месте. Гораздо больший вред здоровью приносят нерациональная организация труда в школе, неграмотно составленное расписание, нарушение режима дня, питания.
Шестилетки должны спать днем, гулять на свежем воздухе, первоклассники - иметь разгрузочный день в середине недели. Все это правила прекрасные и бесспорные. С организацией учебного процесса сложнее. Она требует высокой педагогической и методической культуры, которой у многих учителей нет. К примеру, нельзя давать контрольную работу на первом уроке, когда ребенок еще "спит". Но такое - сплошь и рядом. Работоспособность школьника повышается только ко второму уроку. Потом пик - второй, третий, четвертый уроки. Пятый - уже некоторое снижение, а шестой или седьмой - снова обвал. Грамотный педагог никогда не поставит контрольную работу первым или пятым уроком.
РГ: А вообще сложные предметы - русский язык, математику, физику - можно ставить первыми уроками?
Рыжаков: Нет. Много лет назад мы проводили большое исследование по изучению учебной нагрузки школьников. Выяснилось, что в четверти есть две недели, когда по всем предметам чуть не каждый день идут контрольные работы. Да не по одной, а по две, три. Это же стресс для ребенка! Понятно, что учителю надо выставлять четвертные оценки, но ведь можно же использовать более разнообразные способы аттестации. Это тоже элемент педагогической культуры, которой выпускникам вузов сегодня особенно не хватает. Выпускники даже не знают, по каким учебникам им придется учить детей.
РГ: И по каким? Есть нормативы, которые регулируют число учебников по обязательным предметам?
Рыжаков: Нет. Сколько минобрнауки одобрит как соответствующие государственному стандарту, столько их и будет. Учителю не обязательно знать наизусть все учебники, но представление иметь надо. Перечни учебников постоянно публикуются в вашей газете. В Федеральном перечне на 2008-2009 годы, например, по истории основной школы их 44, по физике - 17, по биологи - 20. Там разный стиль изложения, логика, последовательность подачи материала, но содержание в принципе одно и то же.
РГ: Как часто учебники переписываются?
Рыжаков: Хорошая книга живет лет 10 и даже больше.
РГ: Учебники проверяются на предмет их восприятия ребенком?
Рыжаков: Они проходят строгую экспертизу нескольких организаций. Среди них главные - РАН и РАО. РАН изучает научную составляющую, мы - педагогическую. Экспертиза работает уже почти три года, РАО забраковала около 15 процентов книг, РАН - еще больше.
РГ: В одном из учебников для первоклашек я прочитала такую задачку: "У Пети было 5 лампочек. Одну он съел, сколько осталось?" Правильный ответ: "Петя лампочки не ест". Это как понимать? Может, ученые новый метод обучения проверяют?
Рыжаков: Это просто глупость. В этой связи хочу процитировать блистательное выражение, прочитанное мною, как ни странно, на заборе в одном из подмосковных поселков: "Глупость человеческая беспредельна, ибо разум его ограничен". Кстати, министерство включает в Федеральный перечень только учебники. Другая методическая литература экспертизе не подвергается и поступает в школу самотеком. Претензии в этом случае надо предъявлять автору. Или учителю - за то, что не в состоянии выбрать нормальную учебную литературу.
РГ: Родители бывают недовольны тем, что дети носят в школу тяжелые сумки с книгами, хрестоматиями, другими учебными пособиями. Просчитывается ли вес школьного груза?
Рыжаков: Конечно. Но мы же с вами говорили, что, помимо обязательных предметов, есть масса дополнительных, которые сами же родители и одобрили. Так кому предъявлять претензии? Мне лично кажется, что учебники должны храниться в школе и стоять на парте каждого ученика. Причем чистенькие, новенькие. Может быть, это случится когда-нибудь.
РГ: Как вам кажется, наша пятибалльная система школьных оценок не устарела?
Рыжаков: Нет. Но ее надо менять так, чтобы работала вся шкала, все интервалы, даже между нулем и единицей. На практике это можно сделать только в приказном порядке. В школах Украины и Белоруссии введена 10-12-балльная система: там педагоги с 6 баллов начинают счет. А интервалы с 1 до 6 не работают.
РГ: А как дела обстоят с нагрузкой в школах за рубежом?
Рыжаков: В целом по сравнению с другими странами у нас самый короткий учебный год, самые длинные каникулы, самая короткая продолжительность среднего образования. В России школьники учатся 11 лет, а во многих странах - 12-13 лет. У нас самые короткие уроки - 45 минут, в других странах они длятся в среднем по 55 минут. В Конго, где я когда-то преподавал географию, - даже 60. Но зато у нас выше интенсивность обучения.
РГ: Как думаете, что надо сделать для того, чтобы поднять престиж учительского труда?
Рыжаков: Все очень просто: надо больше платить и доказывать делом, что государство заинтересовано в квалифицированных педагогических кадрах. Возьмите нацпроект "Образование". Молодежь воодушевилась. К нам в институт приезжали 48 участников конкурса "Учитель года": интересные лица, глаза горят. Вообще учительский контингент меняется. В ближайшее время подготовке педагогических кадров будет уделяться еще более серьезное внимание и поддержка.
Между тем
В начальной школе 7-8-летние россияне учатся 155 дней в году, американцы - 180 дней, норвежцы, финны, англичане и греки - по 190, японцы - 193, датчане - 200. Больше всех учатся юные индонезийцы - 252 дня в году. Самые большие расходы на образование несет бюджет Швеции, Дании, Австрии и Израиля и Франции.