23.01.2008 03:00
Культура

Гастроли Большого театра в Париже прошли при полном аншлаге

Главный балетмейстер Большого театра Алексей Ратманский рассказал о завершившихся вчера в Париже гастролях
Текст:  Кирилл Александров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4569)
Читать на сайте RG.RU

На всех спектаклях в зале был аншлаг. А почти все билеты оказались распроданы еще в сентябре прошлого года. И зрители не прогадали.

Москвичи привезли в Париж "Корсар" Мариуса Петипа, "микст" из трех частей - "Игры в карты" на музыку Стравинского, акта "Тени" из "Баядерки" и "Пиковой дамы", а также фундаментальный "Спартак" Юрия Григоровича. Французская пресса полна хвалебных откликов. "Фигаро" отмечает "блестящий академизм, доведенный до высочайшего уровня сложности", а "Монд", считая, что "Большой завоевал Париж", рассыпается в комплиментах москвичам. "Российская газета" попросила поделиться впечатлениями о гастролях художественного руководителя труппы Алексея Ратманского.

Российская газета: Алексей, четыре года назад во время гастролей в Париже вы только начинали работать в качестве худрука балета Большого. То была серьезная проверка, которую вы выдержали с блеском. Как принимала Франция русский балет на этот раз?

Алексей Ратманский: Восторженно. Конечно, не мне об этом судить, но кажется, что на долю нашего коллектива выпал большой успех. Я весьма доволен. Сам прославленный театр - Парижская Опера, где все дышит стариной и традициями, невольно вдохновлял нас выступать на особом подъеме. Все были собраны, танцевали на очень хорошем уровне, технично, эмоционально, и действительно было вдохновение.

РГ: Чем вы руководствовались, когда составляли репертуар гастролей?

Ратманский: Мы хотели показать себя с самых разных сторон, задействовать максимальное число ведущих солистов. Думаю, у нас это получилось.

РГ: Париж стал для вашей балетной труппы особым этапом карьеры, экзаменом?

Ратманский: В мире есть несколько площадок, где создается балетная репутация. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио. По счастью, последние годы нам удается появляться в этих городах с определенной регулярностью. То, что четыре года назад после долгого перерыва Большой снова пригласили на сцену Пале Гарнье, сказало нам о многом. Нынешние гастроли - показатель признания уровня труппы и оправданных нами ожиданий.

РГ: Парижане восприняли на "ура" классический балет "Корсар" Мариуса Петипа, который вы возродили вместе с Юрием Бурлакой. Правда, некоторые провели параллели с блокбастером "Пираты Карибского моря" с голливудской звездой Джонни Деппом...

Ратманский: Мы отнеслись к этому старому спектаклю бережно и деликатно. Что касается морских разбойников, то они действуют как в балете, так и в фильме. Так что это сравнение лежит на поверхности. Не стоит воспринимать этот спектакль всерьез, как драму характеров, отношений. Ведь речь идет о традиционном балете ХIХ века с большим количеством танцев. Он призван показать труппу во всей ее красе. И кордебалет, и солистов, и характерных танцовщиков. Кроме того, мы вернули много пантомимы, попытались разыграть ее, чтобы было занятно, живо, нескучно. В этом смысле, пожалуй, можно говорить и о некотором элементе модернизации. Но в целом спектакль был задуман и сделан в старинном стиле.

РГ: Предсказуемо великолепными в Париже были Светлана Захарова, Николай Цискаридзе. Откровением для местных любителей балета стали и молодые. К примеру, на долю Ивана Васильева достались чуть ли не самые продолжительные аплодисменты.

Ратманский: Выйти на сцену Парижской Оперы - мечта любого артиста. И, конечно, все готовятся к этому как эмоционально, так и технически. Так что большинство из наших артистов воспользовались шансом и показали себя с лучшей стороны. Ивана Васильева заметили в коротеньком па-де-де в первом акте "Корсара". Знаете, многие имели здесь огромный персональный успех. Как те, кто знаком уже парижанам, так и новые имена. Такова наша политика - давать возможность проявиться молодым талантам, готовить смену тем, кто сейчас в зените славы.

РГ: Это правда, что на "Корсаре" случилось ЧП: на сцену не смогла выйти Мария Александрова?

Ратманский: Она заболела. Увы, это не единичный случай. У нас многие прихворнули, но из-за русской самоотверженности мы не отменяли спектаклей. Только уж если кому-то совсем было плохо, приходилось заменять артистов. Светлана Лунькина героически выручила заболевшую Марию Александрову, Денис Матвиенко подменил Филина и Белоголовцева. Ребята проявили дух товарищества и взаимовыручки, что сплачивает коллектив.

РГ: На "Спартак" вы пригласили кубинца Карлоса Акосту. Как это восприняли в труппе?

Ратманский: Конечно, это вызвало определенные толки, но Карлос - выдающийся танцовщик, который очень подходит для этого балета. И, как мне кажется, балет ждал его. Я доволен тем, что на парижских гастролях у нас танцевали два замечательных Спартака - Матвиенко и Акоста.

РГ: Что впереди?

Ратманский: В феврале у нас выходит новая постановка балета "Сильфида", потом будем работать над "Пламенем Парижа" - премьера намечена на лето. Гастроли? Амстердам, а осенью Япония.

Театр