Ежедневно на свалки Уфы вывозится 2,5 тысячи кубометров снега. Во время весеннего паводка большая часть содержащихся в нем вредных веществ может попасть в городские реки.
Снег является отличным сорбентом - на протяжении всей зимы он как губка впитывает вредные вещества, выбрасываемые предприятиями и автотранспортом. Весной в нем может содержаться более 30 вредных элементов. Наибольшее превышение предельно допустимых концентраций наблюдается по нефтепродуктам, песчано-солевой смеси, хлоридам, бензапирену и марганцу.
Уфимский снег вывозится на восемь специальных свалок (по одной на каждый район), место для которых подбирают экологи. К эксплуатации таких полигонов предъявляются особые требования. По нормативам, минимальное расстояние от свалки до водных объектов обязано составлять не менее ста метров, а вокруг территории должна быть создана обваловка - специальный земляной вал, опоясывающий периметр. Это необходимо, чтобы грязные ручьи не стекали в реки, а вода могла проходить естественную фильтрацию через грунт.
Однако на практике подобные требования соблюдаются далеко не всегда. Размещение полигонов часто определяется удобством подъездных путей и наличием достаточного свободного места. Так, свалка Орджоникидзевского района площадью около четырех гектаров находится непосредственно на берегу Белой, в Октябрьском место выбрано более удачно, но из-за расположения на возвышенности талая вода все равно стекает в реку, а коммунальщики Советского района прошлой зимой вообще сваливали грязный снег прямо в русло Сутолоки.
Масла в огонь подливают несанкционированные свалки. Стоимость одного кубометра снега, вывезенного на официальный полигон, колеблется от 37 до 100 рублей, поэтому многие предприятия предпочитают разгружать машины в ближайший овраг.
Решением проблемы могло бы стать строительство специальных снегоплавильных пунктов, где грязный снег растапливается в теплых канализационных стоках, а талая вода попадает на очистные сооружения. Подобная технология активно используется в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных российских городов.
Решение о строительстве первого в Уфе такого пункта, способного утилизировать полторы тысячи кубометров снежной массы в сутки, было принято еще в 2001 году. Работы по объекту велись весьма интенсивно: в районе парка Калинина была возведена коробка административного корпуса и несколько резервуаров-отстойников, однако из-за прекращения финансирования стройка была законсервирована.
- Этот объект, безусловно, важен для экологии и коммунального хозяйства города, - считает гендиректор "Уфаводоканала" Вячеслав Гордиенко. - Однако федеральный центр уже три года не выделяет на его строительство ни копейки. Поскольку снегоплавильный пункт готов примерно на 80 процентов, в следующем году, вероятнее всего на собственные средства, мы планируем ввести его в строй. По нашим подсчетам, для запуска технологического процесса необходимо минимум 15 миллионов рублей.
Впрочем, даже в случае успешного пуска снегоплавильный пункт сможет утилизировать снег, собранный в радиусе 5 километров, то есть частично охватит Инорс, Черниковку и Октябрьский район. Возить "сырье" из других районов города экономически нецелесообразно. По оценке специалистов, для полного решения вопроса в Уфе нужно построить еще три снегоплавильных пункта общей суточной мощностью в 4,5 тысячи кубов.