23.01.2008 06:00
В мире

Американцы больше доверяют чернокожему, чем женщине

Американцы больше доверяют чернокожему, чем женщине
Текст:  Максим Макарычев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4569)
Читать на сайте RG.RU

В Соединенных Штатах накаляются предвыборные страсти. Во вторник прошли телевизионные дебаты между основными кандидатами на президентский пост от демократов: Бараком Обамой, Хиллари Клинтон и Джоном Эдвардсом.

В телестудию Обама пришел заметно воодушевленным, несмотря на последние поражения на нескольких праймериз.

Америке уже стало очевидно, что ее ждут большие изменения в политической жизни, вызванные появлением на политической сцене фигур из категорий, доселе не претендовавших на кресло главы государства. И хотя в "листе номинантов" от демократов еще присутствует фамилия Эдвардса, многие аналитики склонны полагать, что на финишную прямую, которая определит, кто станет соперником республиканцев на выборах, выйдут Барак Обама и Хиллари Клинтон.

Шансы именно кандидатов от демократов после удачных для них выборов в конгресс и на фоне провальной иракской компании Джорджа Буша в сегодняшней Америке котируются чуть выше, чем претендентов от республиканцев. С учетом этого избирателей в США стал занимать вопрос: "Кого Америка хочет больше видеть в президентском кресле: афроамериканца или женщину?"

С этой целью накануне Национального дня памяти известного чернокожего проповедника и правозащитника Мартина Лютера Кинга, прошедшего в понедельник, в США провели соответствующий социологический опрос. Он показал, что Америка, похоже, "еще не созрела для женщины". Однако в этой истории любопытно другое. В ответ на вопрос: "Готова ли нация к тому, что президентом США станет афроамериканец?", утвердительный ответ дали 72 процента "белых" респондентов. В то время как чернокожего кандидата поддержал значительно меньший процент в этой расовой группе - только каждый шестой из десяти афроамериканцев, принявших участие в исследовании.

Причем, по оценкам социологов, американское общество становится более терпимым - принять в качестве президента чернокожего гражданина США захотели на шесть процентов больше респондентов в каждой из указанных расовых категорий по сравнению с предыдущим опросом 2006 года.

Заслуживают внимания и "женские показатели". За президента-женщину готовы отдать свои голоса 65 процентов мужчин и 64 - женщин. Эти цифры остались на прежнем уровне при сравнении с опросом двухлетней давности. Избиратели и аналитики гадают, связана ли причина роста популярности чернокожего кандидата с личностью самого Обамы, который благодаря своей взвешенности и "некоей новизне" в перетасованной американской политической колоде привлекает на свою сторону все большее число американцев. Но уже сейчас можно констатировать одно: на финишную прямую, несмотря на поражения в праймериз, "герой нового американского поколения" 46-летний Барак Обама выходит с равными шансами с бывшей первой леди Америки Хиллари Клинтон. Если Обама имеет бесспорное преимущество перед соперницей в категории избирателей младше 30 лет, то за Хиллари Клинтон склонны голосовать американцы старше 50 лет.

Последние ключевые теледебаты в преддверии праймериз в 20 штатах, которые состоятся через две недели, кандидаты использовали для обмена упреками. Вспомнили былые годы. Что называется, обратившись к извечному спору: опыта и молодости. Обама сказал, что, когда он бескорыстно помогал безработным на улицах Чикаго, Хиллари вовсю сколачивала капитал, работая корпоративным адвокатом. Но и Хиллари припомнила, что Обама по образованию - юрист. И упрекнула его в том, что, пока тот "адвокатствовал в Чикаго", она уже яростно сражалась в дебатах с республиканцами в конгрессе. Обама не стушевался и с улыбкой констатировал, что и сам вынужден сражаться. Причем сразу против двух Клинтонов, намекая на мужа Хиллари Билла, который активно агитирует за супругу, разъезжая по США. Неудивительно, что Джон Эдвардс, глядя на эту перепалку, не удержался от саркастического замечания: дескать, ничего, что я стою рядом с вами?

В откликах после теледебатов многие телезрители говорили о том, что позиция Эдвардса была самой здравомыслящей среди участников дискуссии. Так, может, теперь в спор афроамериканца и женщины вмешается "белый мужчина"?

США