- Очевидные упущения при проектировании федеральной целевой программы "Глобальная навигационная спутниковая система" привели к тому, что мы вынуждены вносить туда изменения, - заявил вчера на коллегии Роскосмоса первый вице-премьер Сергей Иванов.
Куратор орбитальной отрасли в правительстве обрушился с жесткой критикой на руководство федерального агентства. Сфера, где мы традиционно были "впереди планеты всей", сегодня так же далека от благополучия, как Земля от Луны. Да, Россия по-прежнему лидирует в мире по количеству запусков ракет-носителей. Но это первенство фактически играет на руку нашим конкурентам. Дело в том, что сегодня Роскосмос зарабатывает деньги главным образом за счет вывода на орбиту иностранных спутников. А информацию с этих аппаратов потом приходится покупать не только российским бизнесменам, но и нашим государственным организациям. Причем по значительно большей цене. Иванов сделал вывод: если мы в ближайшее время не сумеем создать наукоемкий и конкурентоспособный космический продукт, предложить российским и зарубежным потребителям собственный комплекс орбитальных услуг, то страна постепенно превратится в "космического извозчика, который будет лишь обслуживать иностранных господ".
Серьезные проблемы отрасли, как в капле воды, отразились в космической навигационной программе России. Последние несколько лет ею плотно занимается правительство, создание ГЛОНАСС лично контролирует президент Путин. Однако даже такое внимание не гарантировало стопроцентного выполнения масштабного орбитального проекта. Как известно, к 2008 году спутниковая навигационная сеть должна была покрыть всю территорию России. На 90 процентов эта задача выполнена - 16 аппаратов уже работают в космосе. Однако эксперты признают, что состав орбитальной группировки не обеспечивает полной доступности услуг ГЛОНАСС населению, а точностные характеристики космических навигаторов серьезно отстают от современных требований. Установленная на спутниках бортовая аппаратура недостаточно надежна, сами аппараты "живут" на орбите в три раза короче, чем их зарубежные аналоги. В Красноярске на научно-производственном объединении прикладной механики готовы серийно производить новый аппарат "ГЛОНАСС-К" с увеличенным до 10 лет эксплуатационным ресурсом, но прежде разработчикам надо согласовать его технические характеристики с Роскосмосом и минобороны.
Но самые большие проблемы ГЛОНАССа надо искать не в космосе, а на земле. Вчера Иванов откровенно признался, что в России отсутствует инфраструктура для массового коммерческого использования орбитальных навигаторов. Речь идет как о приемниках сигнала, так и о трехмерных навигационных картах. Без них толку от спутников не будет: кому нужны накопители информации, если она не доступна пользователям? Правда, в конце прошлого года на прилавки магазинов выбросили небольшую партию российских приемников-навигаторов. Их, по выражению Иванова, "буквально смели, как во времена дефицита". Но конкурировать с западными образцами, несмотря на возможность приема сигналов по двум системам - нашей ГЛОНАСС и американской GPS - эта аппаратура явно не готова. Приборы не слишком удобны в обращении, громоздки и стоят дороже импортных.
Вот почему первый вице-премьер вчера заговорил об очередной корректировке федеральной целевой программы. Очередной, поскольку изменения в нее вносили: полное "включение" ГЛОНАССа, то есть охват 24 российскими спутниками территории всего Земного шара, первоначально запланированное на будущий год, уже отложили на несколько месяцев. Иванов дал понять, что столь вольного обращения со сроками он больше не потерпит.
Первый вице-премьер несколько остудил горячие головы ученых и конструкторов, готовящих полеты на Луну и Марс. По его словам, освоение околоземного пространства - не самоцель. И нельзя заниматься столь масштабными и затратными проектами лишь для удовлетворения собственных амбиций. Обеспечение национальной безопасности, экономическая выгода и серьезные научные задачи - вот главные наши ориентиры в космосе.
В том числе речь идет о создании нового российского космодрома "Восточный". Учитывая возрастающую интенсивность космических стартов (в 2006 году их было 26, а в прошлом уже 47), без этой площадки нам не обойтись. Сергей Иванов подтвердил, что в Приамурье будет построен не просто спецобъект, а настоящий город. Через семь лет отсюда начнутся старты ракет-носителей всех типов, а в 2018 году с "Восточного" отправятся на орбиту и пилотируемые аппараты.