24.01.2008 06:00
Культура

Юбилейный "Оскар" может улыбнуться Никите Михалкову

Юбилейный "Оскар" может нам улыбнуться
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4570)
Читать на сайте RG.RU

Итак, гонка за "Оскаром" вышла на финишную прямую. Печальные для нас прогнозы "Золотого глобуса", вообще не заметившего российских фильмов, не оправдались: психологический триллер Никиты Михалкова "12" вошел в пятерку номинантов. Да и в целом нынешний расклад фаворитов далек от привычных норм.

Обычно все внимательно присматриваются к ходу голосования журналистов на "Золотом глобусе". Опережая "Оскар" на месяц, эта премия до сих пор служила верным барометром погоды на церемонии вручения академических премий. Иногда казалось даже, что академикам просто лень самим просматривать такую уйму цветных картинок и они пускают вперед "глобусят", как разведывательную вагонетку перед составом: взорвется или не взорвется? И смотрят уже то, что "глобусята" продегустировали. Совпадения в составе фаворитов были близки к стопроцентным, осечек почти не случалось.

И вдруг - такой реприманд неожиданный: словно не бывало румынской картины "4 месяца, 3 недели и 2 дня", которая не только победила в Канне, но и была признана лучшим европейским фильмом года. А пятерку номинантов в категории "Лучший фильм на иностранном языке" составили "Катынь" польского классика Анджея Вайды, "Бофор" израильтянина Иосифа Цедара, австрийская картина об авантюрном предприятии гитлеровцев "Фальшивомонетчики" Стефана Рузовицкого и сразу два фильма наших соотечественников - "Монгол" Сергея Бодрова-старшего, представленный на премию от Казахстана, и "12" Никиты Михалкова - от России.

Теперь, когда все обычные приметы дали осечку, предсказать результат голосования в этой номинации взялся бы только сам черт. Приметы были нужны, ибо ни для кого не секрет, что все эти академические премии - не более чем большая рекламная фабрика-кухня, где повара кухарят более по наитию, чем по науке. Ждать от академиков, что они всерьез и ответственно начнут смотреть десятки представленных на премию лент, а не станут ориентироваться на знакомые им имена и "советы друга", никому не приходило в голову. Можно констатировать одно: пятерка довольно сильная. "Бофор" - неплохой, хотя и не выдающийся образец военной драмы наподобие "9 роты", "Фальшивомонетчики" - традиционный по стилю фильм с интересной интригой, "Катынь" берет художественной репутацией автора и политической остротой поднятой темы, "Монгол" соответствует всем параметрам любимого "Оскаром" блокбастера с обилием загадочной восточной экзотики, "12" затрагивает такое количество проблем современного взбаламученного мира, что, даже не принимая в нем какие-то частности, каждый найдет что-то себе близкое и волнующее. Судя по всему, главная конкуренция разгорится между этой последней тройкой. И вопреки прогнозам "Золотого глобуса", прошедшего мимо всех этих картин, у фильма "12" появляются весьма серьезные шансы на победу. В этом случае Никита Михалков станет первым в России двойным лауреатом "Оскара". Ставки высоки: Михалкову на юбилеи мистически везет. В сентябре он получил в Венеции Золотого льва, специально учрежденного по случаю юбилея Мостры, теперь грядет не рядовой, а 80-й "Оскар" - снова юбилейный.

Зато в сугубо "американских" номинациях неожиданностей почти нет. В пятерке претендентов на статус лучшего фильма только появление картины Джейсона Ройтмана "Джуно" можно считать сюрпризом: эта комедия о 16-летней девочке, которая забеременела, но аборт решила не делать, а послала объявление в газету: отдам бэби в хорошие руки, - была показана на Римском фестивале и там завоевала приз зрительского жюри. Приятно, что берет реванш криминальная комедия братьев Коэнов "Старикам тут не место", несправедливо обделенная премиями в Канне и на "Золотом глобусе". Пятерку замыкают "Нефть" ("И будет кровь") Пола Томаса Андерсона - экранизация романа Синклера, мелодрама Джо Райта "Искупление" и судебная драма Тони Гилроя "Майкл Клейтон".

Среди претендентов на звание лучшего режиссера оказался, что здорово, Джулиан Шнабель с фильмом "Скафандр и бабочка", снятым во Франции. Здесь также Тони Гилрой ("Майкл Клейтон"), братья Этан и Джоэл Коэны ("Старикам тут не место"), Пол Томас Андерсон ("И будет кровь") и Джейсон Ройтман ("Джуно"). Таким образом, традиция оказалась соблюдена скрупулезно: академики уверены, что претенденты на лучшую режиссуру должны совпадать с номинантами на лучший фильм (не может же лучшую картину снять не лучший режиссер - правда?), но не до конца. И обязательно подпускают в список режиссеров-счастливцев одного новенького.

Почти нет неожиданностей и в актерских номинациях: здесь обязательный Джордж Клуни в "Майкле Клейтоне", Дэниел Дэй-Льюис в "И будет кровь", Томми Ли Джонс из фильма "В долине Эла", Джонни Депп в "Суини Тодде, маньяке-парикмахере" и почему-то Вигго Мортенсен, который со всеми штампами изобразил русского мафиози в неубедительном боевике "Порок на экспорт". Среди актрис в лидерах Джули Кристи ("Далеко от нее"), Эллен Пэйдж из "Джуно", Лора Линни в "Дикарях", Марион Котийяр - Эдит Пиаф из "Жизни в розовом цвете" и Кейт Бланшетт в "Золотом веке". Бланшетт за эту роль Елизаветы I уже номинировалась на "Оскара" в 1998 году, и вряд ли ей что-то светит в довольно слабом сиквеле. Гораздо больше шансов на приз у нее в номинации "Лучшая роль второго плана": в мужской роли Боба Дилана из фильма "Меня там нет" она неотразима.

Расклад фаворитов "Оскара" этого года свидетельствует о заметной перемене розы ветров: почти безраздельно царствовавшие в главных номинациях блокбастеры типа "Властелина колец" и "Пиратов Карибского моря" отступили на десятые позиции и теперь разнообразные "Трансформеры" фигурируют только в категориях спецэффектов и гримов. А на первые позиции вернулось нормальное кино, ориентированное на взрослую аудиторию с широким кругом интересов - от романтической слезовыжималки до социальной или даже "производственной" драмы. Гораздо больше стало картин, сюжеты которых основаны на реальных случаях и биографиях. При этом "Оскар" по-прежнему проявляет интерес к талантам оригинальным и подходам нестандартным - отсюда заметный успех таких режиссеров, как братья Коэны и Тим Бертон, которым в последние годы не везло.

Чисто арифметически в гонке лидируют "Старикам тут не место" и "Нефть" ("И будет кровь") - у них по 8 номинаций.

Теперь главный вопрос, волнующий наблюдателей (а их сотни миллионов, если учесть аудиторию телетрансляций самого пышного премиального шоу планеты): состоится ли шоу вообще? Идут лихорадочные переговоры устроителей с гильдиями сценаристов и поддерживающих стачку актеров: десятки замешанных в деле фирм и предприятий могут понести сокрушительные убытки, если звезды не предъявят себя во всей красе и красная дорожка останется пустой. Но самое печальное: резко упадет интерес публики к кино как к таковому. Многолетняя экспансия рекламного бизнеса сделала свое дело: искусство кино давно воспринимается лишь как заезд рысаков на ипподроме - уже существуют и соответствующие тотализаторы. Устоит ли оно, лишившись пышного оперения, и не вскричит ли народ: "А король-то голый!" - могла бы наглядно показать грозящая нам отмена церемонии 24 февраля. Но отменят ее вряд ли: уж слишком большие деньги на кону.

Кино и ТВ