24.01.2008 04:55
Экономика

"Российская газета" узнала, каким будет Приморье в 2025 году

Каким будет Приморье к 2025 году?
Текст:  Ирина Чистякова (Владивосток)
Российская газета - Приморский край: №0 (4570)
Читать на сайте RG.RU

В администрации края обсудили проект "Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года", разработанный фондом "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" из Санкт-Петербурга.

Это уже вторая версия концепции стратегии, доработанная по замечаниям рабочей группы, написавшей в ноябре прошлого года письменные отзывы на ее первую версию. Тогда большинство экспертов сошлись во мнении, что концепция в документе есть, а стратегии… нет!

Директор фонда Владимир Княгинин представил доработанную концепцию, а затем ответил на вопросы губернатора и экспертов из рабочей группы. Присутствие СМИ в слушаниях не предусматривалось, видимо, чтобы жители Приморья вдруг не узнали, в какие неведомые заоблачные дали зовут (или заведут?) их краевые власти. Тем не менее, корреспондент "РГ", побеседовав с несколькими счастливчиками, присутствовавшими на слушаниях, попыталась получить представление о картинке будущего.

Ученые мужи предложили два сценария развития будущего - инерционный и индустриальный. Первый - пусть все идет, как есть (куда-нибудь, да придем!), второй - новая индустриализация. В свете глобальных проектов, включенных в федеральную целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, в ближайшие пять-десять лет здесь (по планам крупных московских и немосковских игроков) будет крутиться около 270 миллиардов долларов. Правда, не совсем понятно было из речи выступающего: вся сумма достанется краю или речь идет о Дальнем Востоке.

По мнению разработчиков, Приморью нужно сосредоточиться, прежде всего на совершенствовании транспортно­логистической инфраструктуры, что включает модернизацию портов, развитие припортовых железнодорожных станций, строительство терминалов, "сухих портов". Как говорится в пресс­релизе краевой администрации, "предпосылки такого сценария - развитие внешней торговли России и стран АТР, повышение значимости евроазиатских транспортных коридоров, рост мировой потребности в портовой инфраструктуре".

Если суммировать основные замечания, общий смысл можно свести к прежнему выводу - стратегии в документе опять нет

Еще одна точка роста - развитие Владивостока и его подготовка к саммиту АТЭС, что позволит решить многие вопросы улучшения инфраструктуры. Еще один локомотив для местной экономики - создание современного лесопромышленного комплекса и судостроение. В принципе, прозвучало перечисление и ряда других промышленных объектов - АЭС, алюминиевого завода и даже еще двух цементных заводов в плюс к уже существующему в Спасске.

Новая индустриализация предполагает динамичное развитие базового сектора экономики, но при этом предметом приложения сил становится сектор перерабатывающих производств, развитие которого также позволит качественно изменить организацию транспортно­логистического комплекса. При реализации первого сценария в сочетании со вторым можно достичь конкурентоспособных экономических результатов и "принципиально изменить специализацию края, выйдя на мировой рынок с высокотехнологичной и востребованной продукцией".

По словам одного из участников слушаний, в концепции помянули добрым словом туризм, но посоветовали сильно на него не уповать. Похоже, роль его вспомогательная. Если обратиться к ассоциациям русской народной сказки "Репка", это, скорее, роль мышки, которая поможет вытянуть репку (в нашем случае, красивую жизнь для приморцев), но сначала за нее должны взяться дедка (транспорт и логистика), бабка (промышленный кластер - АЭС, нефтеперерабатывающий завод, алюминиевый заводик), внучка (лесопромышленный комплекс), Жучка (судостроение).

Затем начались выступления экспертов. Все они делали реверансы в сторону разработчиков, что­де концепция стала лучше, но, если суммировать основные замечания, общий смысл можно свести к прежнему выводу - стратегии в документе опять нет! Иерархия приоритетов развития выстроена малодоказательно, посчитали многие из тех, кто выступил и кто не выступал, но присутствовал.

По мнению директора Тихоокеанского института географии ДВО РАН академика Петра Бакланова, достижения и внутренние ресурсы Приморья проанализированы недостаточно глубоко, и поэтому непонятно, хватит ли их для прорыва. Приморье - это не только Владивосток, но и другие муниципальные образования, а про это в стратегии практически ничего нет.

Соседние страны вокруг тоже строят свои планы и тоже рассчитывают на экономическое сотрудничество с Россией. По крайней мере, на ее ресурсный потенциал. Об этом в стратегии - практически ничего. Если Китай хотя бы упоминается (но о его роли говорится в целом, хотя на экономику Приморья он влияет все­таки иначе, чем, например, на Новосибирскую или Ивановскую область), то о других игроках этого огромного региона - той же бурно развивающейся Индии, - стратеги как­то забыли.

Другой участник в беседе с корреспондентом "РГ" отметил, что в концепции проигнорирован еще один важный момент - интеграция Приморья в экономику… РФ! Давно известна специфика дальневосточных территорий: они больше интегрированы в экономику соседних стран, и львиная доля производимой, в основном сырьевой продукции, идет на экспорт туда, а лишь малая часть - на внутренний рынок России. Транспортные тарифы все больше делают регион и Приморье похожим на остров. И что будет, если интеграция со странами АТР усилится? Этот вопрос, как и многие другие, в частности, кадровое обеспечение, требующее соответствующего уровня компетенции, повис в воздухе.

По мнению профессора Ярослава Семенихина, при разработке документов был использован шаблонный подход, который не позволил адекватно оценить реальное положение дел и специфику края. Цель сформулирована, исходя из ограниченного сценарного поля. Формулировка цели - формирование современной площадки экономического и социокультурного взаимодействия России и стран АТР, а также повышение конкурентоспособности Приморского края - абстрактная. Как оценить успешность в реализации стратегии? Каковы критерии?

Приморье очень зависимо от импорта продовольствия, а как оно к 2025 году будет выглядеть в плане продовольственной безопасности? Нужно ли развивать сельское хозяйство и в каком виде? Это тоже осталось за пределами стратегии.

Важный момент, который все высокоразвитые страны и те, кто стремится стать таковыми, учитывают в своих стратегиях - экологическая составляющая экономики - также не удостоился обсуждения.
Не просматриваются в полном объеме и денежные ресурсы под столь глобальные задачи, заметил один из финансистов, присутствующих на слушаниях. Нужно создавать и соответствующую финансовую инфраструктуру под эти задачи, а про это в концепции нет и намека.

Подытоживая выступления, губернатор Сергей Дарькин сказал примерно следующее: инвестиции в регион должны быть двух видов - в экономику, в бизнес, где они подчиняются простому и понятному критерию "экономическая выгода", и должны быть инвестиции политические - в территориальную целостность и политическое единство с основной частью страны. Об этом не следует забывать. Они должны быть достаточно крупными и серьезными и грамотно вложенными в совершенно конкретные вещи. И, если цены на авиабилеты в центр страны сопоставимы с полугодовой зарплатой среднестатистического приморца, надо либо дотировать билеты, либо зарплату повышать.

В общем, несмотря на все "но", концепцию стратегии решено принять за основу, но доработать ее к 1 июля 2008 года, чтобы презентовать на втором Тихоокеанском экономическом конгрессе, который пройдет во Владивостоке 25-26 июля. А потом губернатор Сергей Дарькин намерен представить ее на рассмотрение в правительство. Но смогут ли разработчики превратить сегодняшнюю сказку "Репка" в рабочий документ - реальный, опирающийся не на виртуальные умозрительные построения, а на накопленный потенциал? Будет ли стратегия понимаемой и принимаемой региональным сообществом? Обеспечит ли она капитализацию региональных ресурсов?

Мнение

Михаил Терский, доктор экономических наук, профессор:

 - Строить стратегию новой индустриализации, и при этом рассчитывать в большей степени на ресурсы других регионов (нефть, газ, бокситы) - очень рискованно. А ведь у края есть свой наработанный позитив: к 2007 году Приморский край совершил крупный стратегический маневр, сформировав сервисную модель экономики, ориентированную на внешние рынки. На ее долю приходится примерно 70 процентов ВРП края. Это и есть стратегический ресурс для развития.

Макроэкономика Приморский край Дальний Восток