Собираясь по делам в Ивановское управление Роснедвижимости, люди перестали захватывать валидол: в этой организации внедрили систему электронного управления очередями.
Если до недавнего времени многие ивановцы и слова-то такого мудреного не знали - "кадастр", то теперь, когда по каждому объекту недвижимости от них стали требовать межевания земли и прохождения обязательного кадастрового учета, узнать пришлось. Иначе грозят изъятием земельного участка. Началась тут в офисах Роснедвижимости, как это обычно бывает, невообразимая толкотня.
Кому-то нужно встать на кадастровый учет, кому-то внести изменения в уже оформленные документы, а кто-то явился просто за справкой по учету - все, однако, сбивались в единые очереди. Потом выяснялось - не тот кабинет. А в соседнюю очередь не пускают... Словом, ругань, нервотрепка.
И вот все это в новом офисе Роснедвижимости по Иванову и Ивановскому району исчезло как дурной сон. На входе посетителя встречает компьютер с сенсорной панелью управления. Нажимаешь клавишу требуемой операции с землей - и из машины выскакивает талончик с номером очереди. Ожидаешь, когда на электронном табло загорается твой номер - и, пожалуйста, в кабинет к специалисту.
- Нет у нас теперь в очередях крайних - все стали первыми, - улыбается заместитель начальника территориального отдела Роснедвижимости Татьяна Герасимова.
Эта проблема и в самом деле в Ивановской области одна из острейших. Вместо того чтобы в условиях рыночной экономики исчезнуть без следа, как обещали в начале 1990-х реформаторы, очереди из магазинов здесь перекочевали в учреждения. И в ряде случаев даже многократно превзошли торгово-вокзальные очереди советских времен.
Кое-где чиновники сумели их уменьшить - например, в Пенсионном фонде за счет проекта так называемой клиентской службы, работающей по принципу одного окна. По этому же принципу, то есть не гоняя людей по разным кабинетам, теперь оформляет здесь документы служба ЗАГСа, государственная жилищная инспекция, причем последняя это сделала первой в России. Заметно сократилось за последние месяцы время стояния в очередях в бывшем БТИ - ФГУП Ростехинвентаризации, где просто расширили часы приема и посадили на работу с людьми дополнительных сотрудников.
А вот те ивановцы, кому предстоят походы в регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД или особенно в Росрегистрацию для оформления сделок с недвижимостью, заранее к ним готовятся, как к тяжелейшему испытанию. В этой, последней, к примеру, сначала надо было выстоять многочасовую очередь, чтобы получить талон на право сдачи документов на регистрацию. Потом, через месяц или два, с этим талоном ехать из центра на окраину города, где эту едва ли не самую востребованную сегодня службу почему-то разместили в здании бывшего детского сада, никак для такой работы не приспособленном.
Но даже и с трудом добытый талон никого там не избавлял от новой толкотни в очередях в душных и темных коридорах. Кроме, впрочем, ловчил - посредников из риелторских агентств, которым, как с обидой высказываются в этих самых очередях, эта толкотня только на руку...
Чтобы хоть как-то разгрести эти авгиевы конюшни ивановской службы регистрации, губернатор Михаил Мень перебросил на этот участок одного из членов своей команды - Александра Стофорандова (до того он в правительстве руководил департаментом конкурсов и аукционов). Первым делом новый начальник отменил предварительную раздачу талонов, направив высвободившихся людей непосредственно на прием и выдачу документов. Очереди там заметно ужались. Но окончательно их довести до нормативов отраслевого административного регламента, по расчетам нового руководства, поможет оснащение кабинетов оконно-заявительными боксами, как это давно сделали банки. И, разумеется, электронный регулятор очередей, без которого, похоже, крупным учреждениям, работающим с населением, сегодня уже и не обойтись.