24.01.2008 00:00
Власть

Полный текст выступления Дмитрия Медведева на II Гражданском форуме в Москве 22 января 2008 года

Читать на сайте RG.RU

22-23 января в Москве проходил Второй Общероссийский гражданский форум. Гражданский форум проходит под эгидой Общественной палаты, на него собрались представители некоммерческих организаций, члены общественных советов при федеральных органах власти, а также самих органов государственной власти и местного самоуправления. Под крышей московского Манежа - более тысячи делегатов со всей страны. Заявленная цель форума - обсуждение перспектив развития гражданского общества в России. В рамках форума работают 17 профильных секций по числу комиссий палаты. В центре внимания также вопросы социальной политики, ситуация с общественным контролем за деятельностью правоохранительных органов, сфера здравоохранения и образования, а также роль институтов гражданского общества в сфере экономики. Кроме того, будет обсужден ежегодный доклад Общественной палаты за 2007 год и выработаны рекомендации на будущее.

Перед участниками форума выступил первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев. Это первое мероприятие, в котором Медведев участвует в статусе кандидата в Президенты России - накануне Центризбирком официально зарегистрировал его в этом качестве.

Кандидат в Президенты России, Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев:

- Уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы перед вами извиниться. Я займу чуть больше времени, чем другие. Считаю этот разговор для себя важным, к тому же такого рода гражданские форумы проводятся слишком редко, нужно успеть выступить.

Здесь находятся представители разных общественных организаций и разных групп. Часть из них уже выступила, часть выступит дальше. У каждого из них свои, вполне сформировавшиеся взгляды на развитие страны. На сегодняшнюю и на будущую жизнь российского общества. При этом каждый имеет возможность свободно заявлять и отстаивать эти взгляды. Убеждён, что такое многообразие позиций, открытый гражданский диалог для нашего общества чрезвычайно важны.

Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни - это неоспоримый факт. Более того, структурированное гражданское общество - сейчас проходит процесс его оформления - уже имеется. И в дальнейшем, это самое главное, должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития. Это один из самых важных выводов, сделанных в последнее время.

Полностью согласен с нашим Президентом, который сказал, что лимит на революции и гражданские распри Россия исчерпала в прошлом веке. В 90-е годы наша страна прошла, что называется, "по краю". Мы прошли через большие испытания, совершили много ошибок, но страну не развалили. И в этом реальная заслуга и власти того периода, и гражданского общества.

Не стоит забывать и о том, какой ценой мы вышли из политического, экономического и социального кризиса. Этой ценой являются жизни тысяч российских граждан - граждан, погибших от рук террористов. Результатом этих процессов было массовое обнищание людей, прежде всего старшего поколения, и потеря людьми ценностных ориентиров. И, наконец, это цена катастрофического снижения рождаемости и увеличения смертности в нашей стране.

И поэтому главное для развития нашей страны - это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии. Десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы. Я в этом уверен.

По сути, ведь всё, что делалось в стране в последние восемь лет, имело целью дать России длительную перспективу успешного развития. Подчеркиваю, всё: начиная от мер по наведению конституционного порядка и сохранению целостности страны до восстановления элементарных социальных гарантий для людей.

И когда в начале 2000 года мы занимались "расчисткой завалов", решением острых, неотложных проблем - уже тогда мы всерьёз думали о том, как работать на десятилетие вперед. Думали не только о масштабных экономических задачах, но и о нравственных ценностных ориентирах. Без этого не может жить ни одно уважающее себя государство. Тем более такая страна, как Россия, - с её исторически обусловленной ролью и той ответственностью, которую наша страна несёт перед мировым сообществом. А главное, той ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан, поколениями, которые придут нам на смену.

Вот почему так важна системная и последовательная работа всех нас по выполнению стратегических ориентиров. Вот почему и нужны десятилетия устойчивого роста. И готовящаяся программа долгосрочного социально-экономического развития России, программа до 2020 года - это принципиальный этап, позволяющий уже сегодня увидеть "горизонты" более длительного порядка, посмотреть на перспективу.

Сейчас в Правительстве под руководством Президента идёт серьезная работа по согласованию этой экономической стратегии. И должен сказать, что это большая тема, на которой через некоторое время я хотел бы подробнее остановиться, в отдельном выступлении.

Говоря о роли гражданского общества в развитии Российского государства, можно прямо сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая. Мы создаем демократию. А, значит, роль общества в этих процессах - всепроникающая и незаменимая. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики.

Известно, что в современном мире наиболее развита так называемая представительная демократия. Смысл её в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. И очень важно, чтобы эти представители не забывали о выполнении взятых перед гражданами обязательств.

Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере, адекватно было обеспечено. А это значит на основе широкой общественной поддержки, на базе действующего законодательства и демократических процедур, в основе которых лежит диалог между обществом и властью, диалог о целях и приоритетах национального развития.

Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной. Но уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом.

Каковы это принципы? Как они видятся сегодня? Это, прежде всего, свобода и справедливость. Второе - это гражданское достоинство человека. Третье - его благополучие и социальная ответственность.

Здесь нам не нужно ничего изобретать. Базовые ценности сформулированы человечеством уже давно, но применить их к российской специфике порой бывает проблемой. И главный вопрос в том, чтобы совместить, сделать так, чтобы наши национальные традиции совместились с фундаментальным набором демократических ценностей.

Это задача, над которой политические и интеллектуальные элиты России бьются лет 150 кряду. Но должен сказать, что сегодня мы значительно приблизились к её решению.

С одной стороны, мы во многом вернулись к нашим традициям, к собственным культурным ценностям. Именно они и составляют нашу национальную идентичность. И при этом являются неотъемлемой частью всей мировой цивилизации.

С другой стороны (здесь нечего стесняться), у нас уже есть собственный и очень ценный, пусть и противоречивый, опыт жизни в условиях реальной демократии. Демократии и политической, и экономической. А сформированные за это время демократические институты успели доказать свою состоятельность, несмотря на проблемы в их развитии.

Мы и дальше будем продолжать вести твёрдый курс на свободное развитие предпринимательства, защищать право частной собственности, укреплять общие принципы рыночной экономики.

И главное, что мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. А это, как вы понимаете, уже во многом проблема воспитания и образования. И, собственно, именно этим мы в последнее время и занимаемся, занимаемся, наверное, впервые за последнее десятилетие.

Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Будем "инвестировать" деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства.

Однако эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильным образом структурированного общества. Общества демократического и имеющего рычаги влияния на власть, контролирующего эту власть. Вот почему было принято решение о формировании Общественной палаты, призванной содействовать развитию неправительственных структур и институтов общественного контроля. Вот почему мы пошли на серьёзное реформирование законодательства о партиях и законодательства о выборах.

Существовавший прежде порядок приводил к тому, что партии порой создавались просто как "коммерческий проект под ключ". Разумеется, что при этом они не могли развиться как реальные политические силы. А выборы превращались в ярмарку популистских обещаний "одноразовых" партий и блоков, не способных предъявить людям какие-либо реальные результаты работы.

Многочисленные партийные списки не преодолевали заградительный барьер, поданные за них голоса, соответственно, терялись, а представительность избранных парламентов всех уровней снижалась. Порой до трети голосов граждан оказывалось отдано впустую, то есть за несуществующие в этом парламенте списки. Такая политическая конструкция была крайне далека от истинной демократии.

Сейчас партии становятся реальной силой. Это непростой процесс. У нас есть разные примеры, тем не менее растёт их влияние на региональные администрации и органы местного самоуправления. И в целом развитие партий усиливает парламентскую, представительную составляющую всей системы государственной власти, а это хорошо.

Кроме того, сегодня уже большинство партий говорит о необходимости соблюдения основных конституционных начал, основных прав и свобод граждан. О том, что достойную жизнь для людей можно построить только на основе эффективно развивающейся рыночной экономики. Кстати, в это почти не верилось 15 лет назад, что по этому поводу можно найти консенсус в нашем обществе, но сегодня можно отметить, что, по сути, консенсус на эту тему в нашем обществе состоялся. И это огромное достижение развития нашей страны за последние восемь лет.

Теперь несколько слов о региональных и местных властях. Мне не раз доводилось слышать, что за последние годы наша политическая система кардинально изменилась (что-то изменилось в лучшую сторону, что-то в худшую), и стало, мол, больше административной ясности, но гораздо меньше стало общественной поддержки.

Между тем вот эта административная ясность (то есть чёткое понимание того, на каких уровнях какие решения принимаются) - это первое условие обеспечения общественной поддержки. И если власть не способна сама себя отрегулировать, то она не может получить никакой общественной поддержки. Последняя гарантирована только дееспособной и успешной власти. И так во всём мире.

Вспомните начало 90-х годов. Власть по известным причинам с большим трудом справлялась со своими обязанностями, а страна расползалась вкривь и вкось. Были огромные, просто иногда фатальные на первый взгляд центробежные тенденции. Ну и что там было поддерживать?

Поэтому сначала нужно было привести в порядок саму власть. И только на этой базе искать общественную поддержку.

Сказанное непосредственно касается и местного самоуправления, которое само по себе является важнейшим элементом любого демократического общества. Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы, так, как это во всём мире, - без указаний и распоряжений сверху.

Но при этом местное самоуправление не должно вырождаться в пародию на народное самоуправление - когда всех его финансовых источников недостаточно, чтобы прокормить себя, то есть муниципальных чиновников. Очевидно, что местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закреплённых за ним в соответствии с действующими правилами.

Повторю ещё раз, потому что это крайне важная мысль: власть существует не для себя самой, а для эффективного управления страной в интересах граждан. И именно к такой модели нам нужно стремиться. К той модели, которая, по сути, основана на общественном договоре между властью и обществом, на договоре, который создаёт взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом.

В строительстве такой власти - ответственной перед людьми, равно как и в поиске результатов работы этой власти - ведущую роль должен сыграть контроль. И этим контролем занимаются неправительственные организации.

Содействие неправительственным организациям, некоммерческим организациям в их работе, в выполнении востребованных социальных и общественных задач - несомненный приоритет демократического государства. И, конечно, современное и процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого - это влиятельные и независимые СМИ, причём и федеральные и региональные, где очень много проблем, и печатные, и электронные, и так называемые новые средства массовой информации.

Кстати, эта тема связана в целом с другой, большой и серьезной глобальной проблемой России - Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма. К сожалению (и я это вынужден констатировать как человек, который давно занимается правом), таким уровнем пренебрежения к праву не может "похвастаться" ни одна другая европейская страна. И это явление, уходящее в нашу седую древность.

Между тем правовым, а стало быть, и справедливым государством может быть только такое, где и власть и общество хорошо знают и уважают законы своей страны. А уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников обществом.

Нельзя сказать, что правовой нигилизм возник у нас только в ХХ веке, после октябрьских событий, а в XIX веке было полное послушание. Нет, это было не так. Однако в тот период этот нигилизм в значительной мере смягчался религиозными традициями.

Но в ХХ веке эта духовно-нравственная основа была практически разрушена. И для правового нигилизма никаких препятствий не осталось. И сегодня этот "дух" пренебрежения к праву присутствует везде. Давайте вдумаемся: это происходит и на уровне бытового сознания (когда мы, даже не поморщившись, покупаем диски с пиратскими записями). И на уровне бизнеса - когда договор, определяющий многомиллионные обязанности сторон, пишется на "бумажке" из трёх пунктов, а расчёты по этому договору происходят сумками "налички". И, наконец, он проявляется в более серьёзных правонарушениях - в тех преступлениях, которые совершаются, к сожалению, в большом количестве, в том числе проявляется в форме коррупции в органах власти, коррупции, которая имеет сегодня огромные масштабы и борьба с которой должна превратиться в национальную программу.

Нужно ясно понимать: если мы хотим стать цивилизованным государством - нам нужно прежде всего стать государством правовым.

И, конечно, никакие ценностные правовые доктрины сами по себе не могут заменить реальное благополучие людей. Поэтому повторю: одним из наших ключевых приоритетов должен оставаться сам человек с его реальными заботами и нуждами. И нужно последовательно работать во всех сферах, касающихся его повседневной жизни: от безопасности до материального достатка.

Новый характер в этой связи приобрела и наша социальная политика и будет приобретать и в дальнейшем. Во-первых, её главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а прежде всего сам гражданин, я об этом уже говорил. Именно в них, в этих отраслях, и происходит основное регулирование всех этих вопросов. И именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются довольно значительные деньги: это и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.

Здравоохранение и демографическая программа должны служить сохранению и приумножению российской нации. Кроме того, каждому человеку должен быть открыт доступ к качественным образовательным услугам. С тем чтобы он в полной мере стал востребован обществом и экономикой, а значит, был успешным, был уверенным в завтрашнем дне.

Надо сделать всё, чтобы не становилась тупиковой, неразрешимой ситуация, когда человеку приходится менять сферу профессиональной деятельности, переезжать в другой город, менять работу и искать её в этом новом населённом пункте. И, наконец, чтобы у нас как можно больше появлялось возможностей для решения жилищной проблемы, как можно у большего количества российских семей.

Нам также необходимо грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая действительно обеспечивала бы нашим людям достойную старость. Чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с "концом жизни", с бедностью и социальной неустроенностью. Чтобы пенсии просто позволяли нашим гражданам жить по-человечески.

Всё это вместе: и создание справедливого государства, и развитие сильного гражданского общества, и благополучие людей - на мой взгляд, и есть та основа, вокруг которой можно строить рассуждения о национальной идее.

Хотел бы несколько слов сказать о том, как сегодня относятся к нашей стране в зарубежных государствах. Понятно, что всё происходящее у нас воспринималось и воспринимается сквозь призму соответствия интересам этих государств.

В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего. Таковы законы международной политики и законы развития в глобальном мире. К сожалению, у ряда наших партнёров где-то к концу 90-х годов сложилось устойчивое впечатление, что никакого отдельного развития, по какому-то собственному сценарию, у России быть не может. И в том сценарии, который существует, России отводилась в лучшем случае роль добросовестного ученика или статиста, который присутствует в международных делах.

Но в последние годы - мы все стали этому свидетелями - наша страна неожиданно (возможно, кстати, и для самой себя) начала довольно активно развиваться по всем направлениям. Демонстрировать неплохие темпы роста и макроэкономические показатели. Стала активно участвовать в формировании самой повестки дня глобального развития. И если всё и дальше будет развиваться по такому сценарию - в ближайшие 10-15 лет Россия вполне способна стать одной из пяти ведущих экономик мира.

В чём же основная проблема для тех государств, которые столь внимательно, даже пристрастно наблюдают за нашим развитием? Иными словами, почему нас всё ещё опасаются?

Ответ, на мой взгляд, банален. Зачастую им просто не ясно, куда движется Россия и что мы собираемся делать в перспективе. И в этом, на мой взгляд, коренится одно из фундаментальных исторических противоречий, связанных с присутствием России на международной авансцене.

Согласитесь, последние три столетия к России относились таким образом: большие, упорные и не до конца понятные. Вроде бы хотят развиваться по тем законам, по которым развивается Европа, европейская цивилизация, но кто его знает, куда их занесёт?

Все эти опасения сохраняются и сегодня. И мы должны продолжать открыто и чётко разъяснять наши действия и планы в экономике, в социальной сфере и в политике. Находить себе всё больше союзников в мире для совместного решения актуальных международных проблем.

Но нельзя забывать и о другом. Ведь и самой России приходится определяться с тем, как, будучи независимой страной, себя позиционировать. Ведь одно дело - проводить в жизнь коллективные решения, этому научились десятки, сотни стран. А другое дело - вести самостоятельную игру, самостоятельную внешнюю политику.

Надо прямо сказать, что это удел немногих. И у государств, которые объединились в альянсы, позиция страны, не связанной с ними такими отношениями, вызывает как минимум напряжение. Но и здесь я не вижу никаких фундаментальных проблем и не вижу противоречий. Вся сегодняшняя внешняя политика России абсолютно укладывается в современное понимание международных стандартов жизни.

И впрямь что особенного делает Россия на внешнем рынке, что не соответствовало бы представлениям об участии сильного государства в мировом разделении труда? Может быть, то, что мы свои энергоносители перевели на мировые цены? Так это наша обязанность в контексте присоединения России к международным экономическим организациям.

Может быть, то, что мы, отстаивая национальные интересы, договариваемся с другими государствами, которые также развиваются по своим законам? Но это наша обязанность и перед страной, и перед будущими поколениями.

И то, что мы занимаем активную позицию на пространстве СНГ - это тоже естественно. Эти государства - наши соседи, наши близкие соседи. С кем нам ещё дружить, как не с ними? Вполне естественно, что мы более внимательно относимся к тем процессам, которые там происходят. Но и мы сами одновременно попадаем в орбиту интересов этих стран.

А то, что мы не обрываем отношения с так называемыми проблемными государствами, доставляющими мировому сообществу подчас неприятные эмоции, - так это тоже наша обязанность. Самым непродуктивным было бы прервать эти отношения и перейти к "ковровым бомбардировкам". Я думаю, что в современном мире это все понимают.

Ни у кого не должно быть сомнений: Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и сотрудничества с мировым сообществом. А её активное, влиятельное участие в международных делах будет основываться на соблюдении принципов и норм международного права, на укреплении роли ООН в решении мировых проблем. И, конечно, исходя из наших собственных интересов, на понимании меры своей ответственности за разумное развитие демократического мироустройства, за решение глобальных экономических и иных проблем.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов в завершение.

Империи могут возникать, могут умирать. Государства могут приходить в упадок и совершать скачки в своём развитии, но цивилизация в целом развивается по оптимистическому сценарию. Несмотря на ужасные трагедии, человечество всё-таки развивается по восходящей.

И думаю, просто уверен, прежде всего потому, что оно всегда находило в себе нравственный мотив, такую побудительную силу развиваться дальше, успешно справляясь с теми проблемами, которые возникали.

Для меня сегодня очевидно, что люди, живущие в пределах одного государства, находят в себе силы собраться и работать совместно, солидарно. А наши люди такие силы в себе находят. Значит, у такого государства очень многое получится. И мне кажется, что сегодня мы находимся именно в такой точке нашего развития, мы живём именно в такую эпоху.

Да, ещё много сложностей. Но с учётом того непростого пути, который уже Россия прошла в ХХ веке, и того, как успешно стартовал для нас век XXI, шансы у нас очень неплохие. Просто хорошие шансы.

Я уверен: у современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством. Очевидно, что и остальные государства в этот период продолжат свое развитие. И в принципе наше основное желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности.

Поэтому стратегические программы, которые мы сегодня реализуем, также направлены на то, чтобы закрепиться в верхних строчках мировой "табели о рангах". Позиционироваться в мире правильным, достойным для нашей страны и народа образом. И, используя такие преимущества, дальше развивать и свою социальную сферу и экономику для наших людей. В целом продолжать динамичное движение вперёд.

И поэтому в заключение хотел бы повторить действительно актуальный для нашего времени девиз, девиз сегодняшнего форума: "Россия - вперёд!".

И, чтобы немножко смягчить пафос последних строк, буквально три замечания сделаю, реагируя на то, что здесь говорилось коллегами в предыдущих выступлениях.

Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы "встроиться" грамотным образом, не подрывая нравственные устои и в то же время не выталкивая самих себя на обочину информационного развития. Поэтому то, что здесь говорилось в отношении развития Интернета, социальных сетей - это сейчас очень интересные процессы. Мне кажется, что мы все должны уделять этому повышенное внимание.

Государство это будет делать. Мы действительно завершили подключение всех, 100 процентов, школ к Интернету (если где-то не работает - это уже местные проблемы) и дальше этим будем заниматься.

Теперь более сложный вопрос - об увеличении количества операций в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. Мы обязательно будем увеличивать количество таких операций. Ещё два года назад их было в десять раз меньше. Мы просто этим не занимались. Мы сейчас открываем новые центры (их по стране будет пятнадцать), и количество этих операций выросло на порядок. Все равно мало.

Надо развивать экономику и вкладывать сюда деньги. Будут деньги - будет большее количество операций. И готовить грамотных специалистов, чтобы они умели эти операции делать. Не приглашать из-за границы каких-то "рукастых" докторов, а делать это дома на хорошем оборудовании. В этом случае и проблема квот исчезнет.

И последнее. Здесь коллеги говорили о том, что есть две позиции, два возможных пути развития неправительственных организаций, некоммерческих организаций. Один из них жесткий, когда они находятся в оппозиции, по сути, пребывают в состоянии борьбы с государством. Второй путь - реальная черновая работа с людьми по защите их прав, по отстаиванию гражданских свобод.

Этот путь мне, конечно, представляется самым перспективным и самым сложным. Это очень сложная и важная задача, и все здесь присутствующие этим занимаются. Позвольте вас за это поблагодарить.

Спасибо.

Справка

Впервые идея проведения Гражданского форума была высказана 12 июня 2001 года на встрече президента России с представителями тридцати неполитических общественных организаций.

Первый такой форум прошел 21-22 ноября 2001 года - во второй год президентства Владимира Путина. И хотя предыдущий и нынешний форум проходят в одном и том же формате, это явления разного порядка.

Форум, созванный почти семь лет, назад был призван дать импульс развитию и становлению в России гражданского общества, с которым власть могла бы говорить на равных. Выступая на открытии первого гражданского форума, Путин подчеркивал, что "без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего, благополучного общества". Первый форум собрал 6000 бывших диссидентов, бизнесменов, экологов, правозащитников и представителей других организаций.

Сейчас гражданское общество и власть работают вместе, и поэтому в повестке дня второго гражданского форума - подведение итогов и разработка актуальных тем.
Организатором нынешнего форума - стала Общественная палата, созданная по инициативе президента РФ в 2005 году.

Сегодня в России зарегистрировано около 300 тыс. общественных организаций, в которые входят свыше 3 млн гражданских активистов. Это - правозащитные, женские и молодежные движения, сообщества экологов, культурные и просветительные центры, союзы, общества и другие организации.

Госуправление Вице-премьеры