Ввести систему в полномасштабную эксплуатацию российского аналога американской спутниковой навигационной системы - ГЛОНАСС - планировалось в феврале 2008 года.
После этого покрытие навигационным сигналом территории России должно было составить около 95 процентов. К этому моменту в продаже должны были появиться и первые персональные приемники. Их даже показали по телевизору. Но февраль не за горами, а отечественных приемников как не было в розничной торговле, так и нет.
На днях на коллегии Роскосмоса первый вице-премьер Сергей Иванов раскритиковал работу космических начальников за то, что они фактически сорвали все сроки ввода в строй отечественной навигационной системы. Состав спутниковой группировки все еще не позволяет предоставлять услуги в полном объеме. Увеличенная по инициативе президента в 2006 году федеральная целевая программа предусматривала, что к концу 2007 года на орбите будут находиться 18 спутников, чтобы охватить всю страну. Сейчас же в космосе работают только 13, которые покрывают две трети территории.
На выступление первого вице-премьера немедленно отреагировали представители бизнеса. Вчера на пресс-конференции одного из крупнейших игроков на рынке навигационных систем руководство компании подтвердило, что пока у них нет на руках продукта, который можно было бы продавать потребителям. Более того, вице-президент фирмы Евгений Жалковский выразил надежду, что навигатор все же появится до конца этого года.
Между тем востребованность автомобильных навигаторов населением сегодня очень высока. В России порядка 27 миллионов автомобилистов. Примерно треть из них ездят на своих машинах постоянно. В прошлом году было продано примерно 80 тысяч приемников. На этот год план продаж увеличен до 160 тысяч, и цифра будет только увеличиваться.
Российские продавцы по-прежнему ориентированы на поставки американских приемников GPS. Которые, кстати, стоят около 4 тысяч рублей, при том что средняя розничная цена приемников ГЛОНАСС заявлена от 15 до 18 тысяч рублей. На начальном этапе выходом могло бы стать создание сдвоенного навигационного прибора, который бы принимал сигнал как от российских, так и от американских спутников. Но опять же компаний, которые бы занялись его разработкой, мало, а стоимость проекта исчисляется миллионами долларов. И есть риск, что высокая стоимость на этапе разработки модели может отразиться на конечной цене товара и стать фактически недоступной для потребителя.