Пользуется ли популярностью "Российская газета" в Подмосковье? Как пишут областные и делают передачи областные журналисты: "по указке сверху"? Не исчезнут ли подмосковные районки, как это происходит в других областях? Вопросы на министра по делам печати и информации правительства Московской области Сергея Моисеева сыпались как из рога изобилия. Но начался "Деловой завтрак" с личного.
Российская газета : Сергей Николаевич, расскажите о себе. Как становятся министрами печати?
Сергей Моисеев : Я родился в военной семье и сам - человек военный. А вот институт окончил гражданский - Харьковский политехнический. Там и начал заниматься комсомольской работой. Был секретарем комитета комсомола на военном заводе. Был призван в армию на два года. Остался служить в Вооруженных силах. Дорос до начальника политотдела дивизии. Потом 11 лет был военкомом Фрунзенского военкомата в Москве. Уволился в 2002 году и не думал о возвращении на госслужбу. Но от предложения губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова отказаться не смог и стал замминистра по делам печати. Уже почти пять лет как министр.
Не для печати
РГ : И сразу навели военную дисциплину? Наверное, регулярно рассылаете циркуляры редакторам под грифом "Не для печати", где прописано, кого -похвалить, кого - поругать?
Моисеев : Такого не бывает. А вот две-три темы, которые важно осветить, министерство предлагает районным и городским газетам раз в неделю. Скажем, принято постановление правительства о повышении зарплаты учителям. Будьте любезны посмотреть, как этот вопрос решается в районе, и подготовить материал.
РГ : И какой именно указываете, критический, положительный?
Моисеев : В редакционную политику министерство не вмешивается, хотя является соучредителем газет - 53 районных и городских, 4 областных и 9 журналов. Каждый месяц собираемся, обсуждаем финансово-экономические проблемы - мы же их частично финансируем. Подводим итоги, какая газета лучше по содержанию, дизайну, но свою политику не навязываем. Для городских и районных газет установлен лимит - областная информация должна занимать не более 15 процентов места в недельном объеме газеты. А он у наших газет составляет от 24 до 40 полос в неделю.
РГ : По тиражам в Московской области центральные издания могут конкурировать с местной прессой?
Моисеев : Нет, люди прежде всего хотят знать, что происходит у них за окошком. Суммарный тираж газет Подмосковья - более полутора миллионов экземпляров. Все газеты тиражом свыше 5 тысяч выпускаются в полноцветье.
РГ : Как вам это удается? Во многих областях любимые народом районки давно исчезли.
Моисеев : В 90-е годы в некоторых районах Подмосковья происходила частая смена глав муниципальных образований. Один приватизировал газету, на его место приходил другой, а газета оставалась под влиянием ушедшего главы. Новая власть создавала свою газету, а газеты с 70-80-летней историей начали гибнуть. Тут как раз вышел 131-й Федеральный закон, в первой редакции которого говорилось, что муниципальному образованию нельзя иметь свое общественно-политическое издание. Спустя два года это положение изменили, но в тот момент мы предложили губернатору помочь изданиям выжить, и он поддержал эту идею. Впервые в России мы стали тогда создавать на базе районок информагентства. Сейчас многие из них расширяются - под одну крышу собираются газета, радио и телевидение. Основное финансирование поступает от министерства по делам печати и информации, часть денег - от района, он платит за публикацию официальных актов и другие информационные услуги, а также от других соучредителей.
РГ : Как с зарплатой у журналистов?
Моисеев : На стимулирование творчества денег не жалеем, но подходим строго дифференцированно. Все зависит от тиража, объема газеты, количества жителей в городе или районе. Таким образом, у корреспондентов хороших газет в среднем набегает 20-24 тысячи рублей в месяц, у редакторов - в два раза больше.
РГ : Неплохо! Но дефицит кадров, наверное, испытываете? Все-таки столица под боком, соблазнов для молодых много?
Моисеев : Это так. Но в последнее время в районки стала приходить молодежь. В Дмитрове, Истре, например, молодые ребята делают замечательную газету, душа радуется. Ищем творческих людей и помогаем им получить журналистское образование - на факультете журналистики Дзержинского филиала Международного университета природы, общества и человека, который работает в Дубне.
Как заработать миллиард
РГ : Главная беда газетчиков - проблема с распространением своих изданий, дороговизна услуг почты... Министерство помогает своим изданиям справляться с этими трудностями?
Моисеев : Да. Во-первых, регулируем цену на подписку - она растет не более, чем на 10 процентов в год. Из всей себестоимости районки 95 процентов забирает почта. Много! Стали думать, как удешевить подписку. Ищем альтернативные способы доставки печати. Сейчас начался эксперимент в 15 редакциях: курьеры на специально купленном для этого автотранспорте развозят по городам и селам подмосковные газеты и журналы. За их доставку платит областной издательский дом. Таким образом, наши информагентства стали зарабатывать на этом. По итогам 2007 года два из них положили в свой бюджет по миллиону рублей. А если, например, заключить договор о такой доставке и с "Российской газетой", которую, кстати, в области весьма уважают, то можно заработать неплохие деньги.
РГ : А само министерство зарабатывает, или умеет только тратить бюджетные деньги?
Моисеев : Тратить получается неплохо. Признаюсь, я счастливый министр, потому что по большинству предложений в минфине и у губернатора нахожу поддержку. В этом году бюджет министерства - без малого три миллиарда рублей. Из них треть думаем заработать сами.
РГ : На чем?
Моисеев : Например, в нашем ведении находятся типографии, которые принимают заказы и очень качественно их выполняют. У нас создана отличная полиграфическая база. Например, в Мытищах стоит мощный полиграфический комплекс, на днях запустили такой же в Ногинске.
РГ : И книги печатаете? Существует ли специальная книгоиздательская программа?
Моисеев : Конечно, она работает уже третий год. На 2008 год заложено 30 миллионов рублей. На эту сумму будут выпущены книги, рукописи которых были предложены в Совет книгоиздания при нашем министерстве и им одобрены. Часть книг отправится в библиотеки области бесплатно.
РГ : Какими изданиями можете похвастаться?
Моисеев : Вышла уникальная "Энциклопедия Московской области". Очень интересная книга рассказывает о губернаторах Московской губернии за 300-летнию историю ее существования. Издали книгу "Путешествие вокруг Москвы", в которой собрали путевые очерки видных ученых, писателей и общественных деятелей России ХVIII-XIX веков, повествующих о Подмосковье...По сути дела, каждое такое издание уникально.
Высокие технологии - на новую высоту
РГ : Многие москвичи хотели получать больше информации о Подмосковье по телевидению, но про область рассказывают мало. Так и будет продолжаться? А как узнают местные новости жители самой области?
Моисеев : Так сложилось, что, когда в область пришла команда Бориса Всеволодовича Громова, своего канала здесь не было. Пришлось создавать телевидение с нуля. Начали с 15-минутных "Новостей", которые распространялись на частотах более чем 50 муниципальных телекомпаний разной формы собственности, разного профиля. Среди них есть эфирные, кабельные, эфирно-кабельные. Сегодня их потенциальный охват - около 5 миллионов человек. Мы также являемся совладельцами федерального канала 7-ТВ. Председатель совета директоров - министр по делам печати и информации. В структуре канала есть подразделение - редакция областного телевидения. Для зрителя Подмосковья 5 часов в день идут "Новости", информационно-аналитические программы. А с 1 февраля начинаем 18-часовое вещание в Московской области - с 6 утра до 24 часов. Распространяться оно станет через спутник.
РГ : А как же местные телекомпании? Они исчезнут?
Моисеев : Нет, но единым сетевым партнером для них будет областной телеканал, который для этого выделяет "окна". К примеру, вы живете в Лобне. Раз или два в день у вас будет возможность в течение часа смотреть программы, подготовленные Лобненским телевидением. Надеюсь, что перекосов в отображении жизни в Подмосковье станет меньше. Сейчас как бывает? В подкорке у многих телевизионщиков сидит - показать что-то негативное. Приглашаем на какое-нибудь важное мероприятие, а они в ответ - не приедем. Если будет "высокий" гость - какой-нибудь важный федеральный чиновник, - тогда, пожалуйста. Или говорят, чтобы им показали подвал ободранный. Да, это надо показывать, но не каждый же день! Извините, "чернухи", "желтизны" хватает и на федеральных каналах. Мне как зрителю хочется посмотреть и на нормальные человеческие лица, узнать о том, что делается для людей! Я, например, с гордостью работаю в Московской области - за последние пять лет здесь произошли фантастические изменения.
Говорит Подмосковье
РГ : Самый дешевый доступ к информации - радио. В каждом районном центре есть своя станция?
Моиссев : Областное радио вещает 18 часов на средних волнах и УКВ. 36 филиалов создано в муниципальных образованиях. Плюс еще четыре информационных агентства выпускают радиопрограммы. Планируем к 2009 году построить единую систему вещания в области на FM диапазоне.
РГ : Проводное радио сейчас, к сожалению, умирает...
Моисеев : Поэтому в планах правительства - помочь социально незащищенным слоям населения приобрести приемники, чтобы люди были в курсе всех событий, чтобы они могли слушать областное радио.
РГ : Помните фразу из фильма "Москва слезам не верит": "Ничего не будет, будет одно только телевидение". Сейчас так же говорят про Интернет.
Моисеев : Интернет тоже начали развивать. В позапрошлом году создали Агентство информационных систем. Разработали сайты для всех министерств и ведомств. Ввели радио в Интернет, создали портал областного телевидения. Но сделать предстоит еще гораздо больше, и это большой стимул для работы.