25.01.2008 04:10
Экономика

На Ставрополье частные домовладения превращаются в игровые залы

Запрещенный игорный бизнес перемещается в частное жилье
Текст:  Владимир Коваленко (Ставрополь)
Российская газета - Северный Кавказ: №0 (4572)
Читать на сайте RG.RU

С недавних пор игровые залы стали открывать в личных домовладениях, куда без санкции прокурора попасть невозможно. Несмотря на запрет полугодовой давности, игорный бизнес наращивает обороты.

Минводы-сити

Край стал "черной" зоной, куда устремилась молодежь из соседних регионов. Сложившуюся ситуацию давно обсуждают и "в верхах", и "в низах" - шила в мешке не утаишь. На заседании комитета по экономическому развитию краевой Госдумы, состоявшемся в среду, депутаты пытались найти способы обуздать распоясавшийся подпольный бизнес.

Как рассказал присутствующим командир казачьей дружины Минераловодского отдела Ставропольского округа Терского казачьего войска Вениамин Таганов, каждый вечер поездом Грозный - Минводы прибывают десятки молодых людей, которые просаживают на игровых автоматах деньги и в три часа утра уезжают обратно.

- Официально в городе игровых автоматов нет, - заявил Вениамин Таганов. - Но дашь таксисту сто рублей, и он отвезет в любой зал на выбор. Они особо любимы жителями соседних республик, в которых игорный бизнес по-настоящему запрещен. Для того чтобы решить эту проблему, и на Ставрополье нужно принимать волевые решения. Полумеры и небольшие штрафы результатов не дают.

Напомним, в соседних Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечне на игровой бизнес наложено жесткое табу. На Ставрополье был также принят закон, запрещающий деятельность по организации и проведению азартных игр, но ожидаемого эффекта он не принес. Официально игорный бизнес свернул свою деятельность, реально же остались сотни клубов с игровыми автоматами, появились даже новые, оборудованные по последнему слову техники, в том числе и охранной.

- Самая большая проблема - не обнаружение, а ликвидация игровых залов, - говорит Вениамин Таганов. - Попасть в помещение очень сложно, потому что там железные двери и современные системы видеонаблюдения. Улицы прикрываются специально дежурящими информаторами, которые по мобильной связи сообщают обо всех подозрительных передвижениях в районе.

Хотя, по мнению казаков, милиция не очень-то усердствует в борьбе с незаконным бизнесом. Сотрудники правоохранительных органов приезжают в течение часа-двух после обращения казаков в прокуратуру (чаще это происходит ночью), работники которой будят начальника местной милиции, и уже от его расторопности зависит, когда он даст команду своим подчиненным оформить протоколы осмотра и изъятия автоматов.

По словам старшего помощника прокурора края Нелли Капарулиной, реализация закона "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Ставропольского края" идет очень сложно. Прокуратуре приходилось неоднократно указывать на бездействие сотрудникам милиции и налоговой инспекции.

- Я больше чем уверен, что участковые "крышуют" все эти подпольные игровые организации, - утверждает первый заместитель главы Ставрополя Анатолий Мартынов. - А одна общественность без помощи милиции порядка не наведет.

Патрульно-постовая погрузка

Большой эффективности в борьбе с нелегальным игорным бизнесом не отмечают и сами правоохранители.

- Закон о запрете не работает, поскольку не установлена ответственность за его нарушение, - считает начальник управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства ГУВД по СК Николай Попов. - В настоящее время изымаем сотни игровых автоматов, но так как конфискации не предусмотрено, наши действия могут обжаловать и делают это. Мы правомочны лишь выписать максимальный штраф в тысячу рублей за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. Игровыми автоматами завалены все свободные помещения и внутренний двор в Ленинском РОВД Ставрополя, в Промышленном отделе "однорукие бандиты" квартируют в кабинетах оперативных сотрудников. У милиции недостаточно полномочий для того, чтобы привлечь недобросовестных предпринимателей к реальному ответу за противоправные деяния.

По словам сотрудников краевого ГУВД, для эффективной работы по ликвидации подпольных игровых залов нужны "драконовские" санкции, к примеру, штраф в 100 тысяч рублей. Пока же нынешнее положение дел больше похоже на сизифов труд.

- Для погрузочно-разгрузочных работ привлекаем сотрудников патрульно-постовой службы, отрывая их от дежурств по городу, - рассказал начальник отделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке Ленинского РОВД Ставрополя Николай Литовченко. - Для перевозки "одноруких бандитов" приходится изыскивать грузовой транспорт, заправлять его бензином. Райотдел забит под завязку, только с нового года изъято 253 аппарата.

В последнее время игровые залы открывают в частных домовладениях Ставрополя, куда можно попасть только с санкцией прокурора, и соответственно милиционерам сложнее проводить оперативную разработку таких "центров развлечений". Заядлые игроки попадают в касту "избранных", знают пароли, явки, способы конспирации, что добавляет адреналина.

Комментарии

Юрий Белолапенко, заместитель министра экономического развития и торговли Ставропольского края:

- Разовой атакой на бизнес ничего не добиться. Мы отправили предложения в Госдуму края о внесении изменений в закон "Об административных правонарушениях в СК", предусматривающие ответственность за невыполнение требования о запрете игровой деятельности, наделение дополнительными полномочиями органов местного самоуправления и внутренних дел.

Александр Долин, депутат Государственной Думы Ставропольского края:

- Комитет по законодательству рассматривает закон "Об административных правонарушениях в СК", но, учитывая его специфику и объем, надеемся, что подготовим его к середине февраля. Акт должен быть санкционирован высшим должностным лицом края - губернатором. Но мы до сих пор не получили положительного заключения от правового управления главы региона.

Бизнес Охрана порядка Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ