По словам Святослава Бэлзы, многолетнего друга Дмитриева, Игорь Борисович - человек, вышедший из Серебряного века. А Георгий Товстоногов однажды назвал актера "питерской принадлежностью".
Его кинокарьера началась еще до войны - в 12 лет Дмитриев сыграл польского гимназиста в картине "Голос Тараса". Да, уже в детстве он знал, что станет актером. И лишь однажды, еще в классе четвертом-пятом, в его жизни случился маленький зигзаг.
- У меня вдруг возникло безумное увлечение зоологией, энтомологией. У меня была целая лаборатория, колоссальные коллекции бабочек, жучков, - вспоминал Игорь Борисович. - Был кружок юных зоологов при Ленинградском зоопарке. Еще я почему-то занимался гималайскими медведями, но и этот зигзаг был недолог. Он был параллельно с театральной студией, с хореографической.
А потом - театр, кино, радио. И хотя в театре Дмитриев сыграл полторы сотни ролей, именно кинематограф и исторические фильмы принесли актеру известность и любовь зрителей. Это счастье, что ему - актеру-аристократу (сам Дмитриев шутил: "Мне так часто предлагали роли белых офицеров, что можно целый батальон сформировать") - даже в советском кинематографе, воспевавшем героя из народа, нашлось место. Парадоксально, что в киношной жизни Дмитриева случился еще один зигзаг. Ему, конечно, роли сталеваров и председателей колхозов никто не предлагал, но однажды сибариту Дмитриеву все-таки довелось сыграть парторга завода в фильме Трегубовича "Обратная связь". Впрочем, по тому, как веселились зрители в зале, актер подозревал, что режиссер позвал его именно с "недобрым" сатирическим умыслом.
Игорь Дмитриев был человеком, в чьем вкусе не приходилось сомневаться никогда. Одевался он строго, пиво пил только из красивого бокала. У себя дома он сумел создать уникальную атмосферу: покой, уют, старина, предметы искусства... С живописных и графических портретов, фотографий смотрели лица из "невозвратных дней".
"Нужно быть оптимистом, уметь радоваться жизни и благословлять Бога, судьбу и провидение за каждый подаренный день, за луч солнца, за глоток воздуха, за розы, которые стоят на столе, за возможность играть и радовать зрителей", - так звучала заповедь актера. И он ей следовал всегда.
Незадолго до смерти корреспондент "Российской газеты" спросила Игоря Дмитриева: "Есть выражение "зеленая волна", когда попадаешь под зеленый светофор и едешь быстро, без остановки. Иногда кажется, что вся ваша жизнь идет на "зеленой волне".
- Я могу порадоваться своей жизни, - ответил он. - Потому что считаю ее счастливой. Очень долго рядом со мной была моя мать, единомышленник, в прошлом актриса балета, как никто меня понимавшая. С ее уходом рухнула стена за спиной. Моя актерская жизнь была удачной. Я не помню особых творческих провалов, хотя претерпевал и трагические моменты, когда вынужден был расстаться с Театром Комиссаржевской, что привело меня в нервную клинику: настолько несправедлива была та акция, которая свершилась надо мной. Но вместе с тем есть житейские вещи, которые бывают у каждого. Но я всегда очень много работал. Не довольствовался тем, что мне предлагалось по службе, - будь то театр, или кино, или радио. Семнадцать лет подряд я вел на радио передачу "В легком жанре". Она выходила ежемесячно. Радио позволяет возместить профнедостаточность, которую испытывает любой актер. И я не могу сказать, что самовыразился до конца...