29.01.2008 03:10
Общество

Корреспонденты "РГ" развенчали пять мифов о Венском бале

Наши специальные корреспонденты взяли напрокат смокинг и бальное платье и улетели в Вену танцевать
Текст:  Любовь Пятилетова Игорь Черняк
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4574)
Читать на сайте RG.RU

Пять мифов о Венском бале

1. На бал могут попасть только избранные

Вопреки распространенному мнению билет на любой из проходящих в Вене балов вправе купить любой желающий. Самые дешевые билеты стоят от 30 до 70 евро (включены танцы до упаду и безалкогольные напитки, иногда шампанское).

Посещение бала включено и "в меню" некоторых турпрограмм. Для примера: цены на недавний Московский бал в Вене - 49 евро (льготная, по предъявлению студенческого билета), 135, 290 и 490 евро. С дорогой, отелем и проч. выйдет под тысячу долларов.

Для молодых - девушек от 16 до 23 и парней от 18 до 26 лет - есть еще вариант стать т.н. дебютантами, которым поручено открытие бала. Чтобы пройти отбор, надо быть незамужней и хорошо танцевать. Участие дебютантов в бале - бесплатно, но обязательное обучение танцам оплачивается (одно занятие - 500 рублей).

Жители Вены, желающие открыть Оперный бал, подают заявки до октября, а остальные австрийцы, а также иностранцы до 1 сентября могут прислать в оргкомитет заявку, автобиографию и фотографию, а лучше видео- или DVD-запись своего исполнения вальса. Решение о том, кто войдет в число 180 заветных пар, принимает дирекция танцшколы.

2. На балу все обязаны быть во фраках и смокингах

Форма одежды на каждый бал обязательно оговаривается в билете-приглашении. На самые элегантные - например, в венской Опере - для мужчин значится строго: "фрак обязателен". В смокинге разрешено быть только охранникам в штатском и официантам. Также есть предписания относительно ткани сорочки и жилета. Бабочка должна быть белой, черные - только у тех же официантов, как и брюки без галунов. Ботинки приняты непременно лакированные и со шнурками, а носки - шелковые. Наручные часы к фраку не полагаются, только карманные на цепочке.

Но требования устроителей второго Московского бала в Вене оказались более демократичными. В пригласительном значилось: "для дам - длинное вечернее платье, для господ - фрак, смокинг или парадная военная форма". Тем не менее в залах ратуши встречались товарищи в костюмах и галстуках. Никто их не прогонял.

В московских магазинах смокинг или фрак стоят от 25 тысяч рублей. Но дешевле взять их в аренду - такую услугу в Интернете предлагают с десяток агентств. Корреспондент "РГ" выбрал себе новенький смокинг с элегантной черной бабочкой за 1,5 тысячи рублей в сутки. Белая рубашка, которую предлагают купить отдельно, нашлась дома. Требование про лакированные ботинки пришлось игнорировать, но, похоже, о таких нюансах в зале знали немногие.

Потом оказалось, что арендовать бальный костюм или платье можно было и в Вене. И дешевле, чем в Москве: около 20 долларов за фрак, рубашку и бабочку.

Для дам особых ограничений не предусмотрено, хотя есть негласное правило: на разных балах не принято появляться в одном и том же платье. Впрочем, в наше время многие им пренебрегают. Тем не менее отделы бальных платьев есть во многих крупных магазинах Вены, как и специализированные магазины, продающие эксклюзивные модели. Состоятельные москвичи предпочитают приехать в Вену заранее, чтобы сшить платье к балу: в этом случае оно обходится примерно в 1,5 тысячи евро.

Но гораздо важнее считается то, насколько удобен костюм для танцев. В ходе бала корреспонденты "РГ" не раз слышали отказ на приглашение потанцевать по причине того, что у специально сшитого к балу фрака оказались "неудачные брюки - боюсь слетят" или "слишком тесное платье - я буду неуверенно себя чувствовать".

На Оперный бал обычно приезжают на такси, но некоторые находят особое щегольство в том, чтобы оставить собственную машину на стоянке за зданием парламента и проехать пару остановок на трамвае. Тем же венцы объясняют и обычай подкрепиться после бала у ближайшей сосисочной на углу, однако при этом подчеркивают: такое позволяют себе лишь те, кто бесконечно уверен в себе.

3. На балу обязательно надо танцевать

Одна из гостей бала, бизнес-women, с которой мы разговорились в самолете, была близка к панике: "Всю жизнь мечтала побывать на Венском балу, но танцевать совершенно не умею". Как выяснилось впоследствии, это оказалось совсем не обязательно - немало россиян провели всю ночь, не вставая из-за своих столов, благо, еды и вина было в изобилии. И поговорить было с кем - за каждым из столов сидели по 8 человек. Диалоги иногда звучали весьма небанальные. Запомнился джентльмен во фраке, который, увидев соседа по столу, громко обрадовался: "Коллега, это не вы меня поднимали, когда я перебрал на недавней свадьбе сына (далее шла фамилия известного спортсмена. - Авт.)!"

Сервировка столов началась ранним утром. Для этого вызвали полк официантов, а угощение начали готовить за день. Три команды поваров - две из Вены и одна из Москвы - наготовили 3000 блинов, 1300 пирожков, 200 кило мяса и 50 больших щук. Московский бал отличается от других в Вене как раз мощным застольем. Бургомистр Вены тактично заметил по этому поводу: "На самом деле в Вене больше танцуют, чем едят на балах, но в данном случае это удачное совмещение".

И все же хотя танцы - главное, из-за чего собираются на бал, зачастую не менее важно простое общение, возможность переговорить с политиками, людьми бизнеса, искусства. И если вам скажут, что о делах на балу говорить не принято, не верьте - все равно говорят.

А еще бал - возможность появиться в приятном обществе всей семьей, как признался корреспондентам "РГ" председатель совета директоров Национального радиотехнического бюро Виктор Приходько, который приехал в Вену с женой посмотреть, как будет танцевать дочка-дебютантка Светлана. Просто выйти в люди, как это сделала бывшая супруга российского олигарха Ирина Абрамович, прилетевшая на Московский бал из Лондона: "Оказывается, надо было развестись, чтобы впервые попасть на бал, - и сразу в Вену". На будущий год она решила, что в числе дебютанток бала обязательно будет и ее 16-летняя дочь Аня.

4. На балу танцуют только вальсы

Именно венские балы подвигли Юрия Лужкова, выросшего, по его собственному признанию, на танго и фокстроте, научиться вальсировать. Обучением его занялась Татьяна Попова - жена главного танцмейстера Московского бала Святослава Попова и сама танцмейстер. С ней он вышел на вальс и в Вене.

Собственная супруга мэра - Елена Батурина, в эти дни была тоже в Вене. Но прилетели сюда они не вместе - Юрий Михайлович - целенаправленно на бал прямо из Воронежа, где был по делам "Единой России", а Елена Николаевна - из Москвы, по делам своего бизнеса. На бал не пошла, так как сочла себя для него "не так одетой", пояснил Лужков.

Впрочем, на большом балу в каждом зале (а их, как правило, несколько) играет музыка на любой вкус: классика, джаз, латина, кантри и т.д. Самый популярный танец, конечно же, - классический вальс. За ним следуют полька, аргентинское танго, румба и ча-ча-ча, а также фокстрот. Но венские балы уникальны своей демократией: вальс будет сменяться классическим - от "Роллинг стоунз" и даже тяжелым роком, а рок - легкомысленной полькой или каким-нибудь медленным, всем доступным танцем.

5. Венский бал бывает только в Вене

В последние годы Венские балы стали проходить во многих городах мира - в Риме и Токио, Брюсселе и Баден-Бадене, Нью-Йорке и Праге. А вот Венский бал во Львове, к примеру, получил известность тем, что большинство гостей так и не смогли купить смокинги и фраки - как выяснилось, в Западной Украине их не найдешь днем с огнем, и расстроенный почетный консул Австрии во Львове выступил по этому поводу с заявлением на пресс-конференции.

В 2003 году Венский бал впервые пришел в Москву и с тех пор проводится здесь каждое лето. Цены - 9000, 18 000 и 35 000 руб.

Самые известные балы Вены

Балы в Вене проходят с 11 ноября и до самого поста перед Пасхой, иногда по два-три в день. По 300 в год! Их здесь устраивают все кому не лень - от дантистов и мусорщиков до трубочистов и цыган. Вот лишь некоторые.

Венский оперный бал - самый статусный, традиционно проходящий в знаменитой Венской опере. Считается венцом бального сезона и собирает знаменитостей со всего мира. Огромный зал Оперы на время бала украшается композициями из 60 тысяч роз, привезенных из знаменитых зальцбургских теплиц и Эквадора. По традиции бал открывает президент Австрии, после чего 360 девушек и юношей выступают с полонезом, своеобразным "коллажем" из произведений Моцарта: "Волшебной флейты", "Дон Жуана" и "Свадьбы Фигаро". Цена билета от 230 евро, аренда ложи - от 15 тысяч евро. Хотя, если вы захотите только понаблюдать за действом, стоя на балконе или галерее, потребуется от 12 до 55 евро в зависимости от яруса. Гостей обслуживают сотни "людей бала" - есть даже обувной мастер, который призван заботиться о потерянных каблуках и сломанных дамских шпильках. На месте и портной, если, не дай бог, случится какая неприятность с фраком или платьем. Оперный бал - событие настолько значительное, что транслируется в Австрии в прямом эфире, а еще в 50 странах мира - в записи.

Императорский бал. Проводится в новогоднюю ночь в самом сердце Вены, в апартаментах императора Франца Иосифа и его жены Сиси. Сегодня здесь расположена официальная резиденция президента Австрии. У входа выставляется караул Императорской охраны, гостей встречают лакеи в ливреях, на скамеечках сидят читающие девушки в пышных платьях, а молодые люди в белоснежных париках дарят им маленькие подарки - все как в старину, при дворе Франца Иосифа.

Huntersball - Бал охотников, участники которого одеты в австрийские национальные костюмы - женщины в платья с широкими юбками в сборку из бархата и шелка, мужчины - в альпийские жакеты.

Rudolfina Redoute - единственный бал-маскарад, где до полуночи танцплощадка принадлежит дамам в масках, которые сами делают свой выбор, поскольку объявляются только белые танцы.

Lebensball - один из самых модных, билеты достать довольно трудно. На нем ежегодно собирают около 1 млн евро для помощи больным СПИДом. Его придумала "голубая" тусовка, и он очень быстро стал популярным среди артистической среды. Здесь вальсируют самые модные художники, писатели, поэты, актеры, демонстрируются самые дорогие, изысканные вечерние платья и украшения, "последние писки моды" косметики и парфюма. В обязательную программу входит показ мод какого-нибудь известного дизайнера, как, например, недавно Доменико Дольче и Стефано Габбаны. Несмотря на небесспорную репутацию, бал посещает канцлер.

Wiener Waeschermaedelball - Бал венских прачек. Считается одним из самых жизнерадостных и веселых венских балов. Одно время вышел из моды и только недавно возрожден в прежнем виде.

Bonbon-Ball - Бал кондитеров. На нем везде горы конфеток-бомбошек, а стены выкрашены под розовую глазурь. На этом балу выбирают королеву Bon-Bon. Ее сажают на одну чашу весов, а на другую насыпают столько шоколада, сколько надо, чтобы их уравновесить. Всю эту гору сластей королеве приходится забирать с собой.

Philarmonikerball - бал, проводимый Венской филармонией у себя "дома", в концертном зале. Все участники филармонического оркестра ради этого откладывают в сторону свои инструменты. Другой оркестр играет для них - они танцуют!

В последние годы некоторые устроители балов решили дать возможность венцам делать первые шаги в ритме вальса даже не в сезон проведения вечеринок. Такие балы теперь проводятся каждую субботу с 8 часов вечера и до полуночи, с апреля по октябрь.

Венский вальс

Слово "walzen", что означает "крутиться в такт", появилось в Австрии в середине XVIII века. Поначалу вальс считался танцем для простого люда, с ярко выраженной эротикой в движениях, но постепенно завоевал и сердца знати.

Тогда, по воспоминаниям современников, в Вене в период Масленицы, т.е. с первого января и до конца праздника, каждый вечер (!) давалось до 250 балов, на которых можно было насчитать до 50 тысяч гостей. Только представьте себе - эта цифра составляла четверть всего населения Вены в то время. В некоторых помещениях, где проходили балы, были предусмотрены комнаты для родов, поскольку венские девушки, даже будучи в "положении", не хотели пропускать возможности потанцевать.

Даже Наполеон перед приездом своей невесты - австрийской принцессы, упорно овладевал, с помощью выписанного из Вены учителя, секретами танца "в три четверти". На новый танец обратили внимание и крупнейшие композиторы, такие как Шуберт. Но подлинный триумф вальса - сначала в Вене, а затем и в остальных столицах Европы, произошел несколько позднее, когда вальсом всерьез занялись Штраус-отец и Ланнер. С этого времени начинает отсчет настоящая "вальсомания", которая достигла апогея, когда у Иоганна Штрауса появился серьезный конкурент на поприще вальса - его собственный сын, родившийся в 1825 году. Когда молодому дарованию исполнилось 19 лет, началось стремительное восхождение Штрауса-сына на престол "короля вальса".

В это время он практически в полном смысле этого слова стал "правителем Вены". Началась подлинная эпоха вальса. Некоторые историки считают, что вальс спас Вену от разрушительной революции (если сравнить австрийскую буржуазную революцию с французской), поскольку объединил все слои общества и был своего рода клапаном для ослабления социального недовольства.

Примечательно, что традиция венских танцевальных праздников складывалась не без участия России. Легендарным по своей грандиозности стал бал, который дал в австрийской столице русский император Александр I в 1815 году - во время Венского конгресса в честь победы России в войне с наполеоновской Францией.

Как это было 24 января 2008 г.

Австрийская пресса включила Второй Московский бал в список самых крупных из двухсот балов, которые ежегодно проводятся в Вене. В этом году он прошел в Венской ратуше в ночь с 24 на 25 января, с 8 вечера до 4 утра.

20.00. Двери открываются. Входят первые гости. Официанты разносят шампанское и всевозможные угощения.

20.45. Гардеробщики принимают последние меха и сумки. Праздничная толпа устремляется по огромному, с великолепной имперской лепниной, коридору в сторону зала. Слепят фотовспышки, мягкий темно-красный ковер заглушает шум тысяч шагов. Зал сверкает мрамором и паркетом, отражающим роскошные хрустальные люстры. По кругу расставлены столики.

21.00. Голоса затихают. Фанфары возвещают о начале бала. Ведут вечер, как и в прошлом году, Святослав Бэлза и популярная телеведущая Австрии африканка Арабелла Кисбауэр. Оркестр исполняет увертюру Глинки из оперы "Руслан и Людмила".

Организаторы сочли, что русскую атмосферу в Венской ратуше должна создавать прежде всего русская музыка. Хотя, конечно, дань уважения королю венского вальса Штраусу была отдана, но все-таки визитной карточкой бала скорее стал Чайковский.

21.05. Под полонез из оперы Чайковского "Евгений Онегин" в зале появляются дебютанты - девушки, одетые в белые платья, современные Наташи Ростовы из России, и юноши-австрийцы в белых смокингах. 30 этих пар и открывают бал. Бросается в глаза, что место для танцев сравнительно небольшое - с баскетбольную площадку.

21.10. Выход примы-балерины Большого театра Илзе Лиепы. Объявлено, что она только что из Парижа. Звучит все тот же Чайковский - "Русская".

21.20. Из-за ближайшего к танцплощадке стола поднимаются бургомистр Вены Михаэль Хойпль и мэр Москвы Юрий Лужков. Им вручают два чека по 20 тысяч евро каждый. Как заверили градоначальники, эти средства, собранные в виде пожертвований и от продажи билетов на бал, пойдут на благотворительные цели в двух столицах. В Москве они будут использованы для поддержки детдома для инвалидов "Южное Бутово", а в Вене - для оплаты грантов венским студентам, которые поедут учиться в российскую столицу.

21.30. Дебютанты исполняют "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. Чайковского. Гости как зачарованные наблюдают за фантастической грациозностью наших девушек - они, безусловно, лучшее, что было в зале в эту ночь.

Главный танцмейстер Бала Станислав Попов произносит ударное восклицание, которого все с нетерпением ожидают: "Alles Walzer!" или "Вальсируют все!". Это значит, что танцплощадка предоставляется для всех желающих.

21.50. Начало гала-ужина. Парад поваров, которые тоже кружатся в танце, постепенно расходясь между десятков столов.

22.10. Под барабанную дробь выходят мальчишки московского Военно-музыкального училища. Утром на выступлении на плацу одной из венских казарм на них было жалко смотреть - на мороз, в отличие от австрийских трубачей, их вывели без шинелей и перчаток, это испытание продолжалось почти час. Сейчас они выглядели явно веселее.

22.20. Объявляют продолжение классической части танцевальной программы. Полно желающих потанцевать галоп, в российском варианте смахивающий на обыкновенный "ручеек".

23.00. Поет ведущая сопрано Берлинской оперы Анна Самуил и ансамбль "Тенора ХХI века".

23.30. Снова танцы. Все кружится в ритме вальса.

00.00. Кульминация танцевальной программы - Полночная кадриль. На Первом Московском балу она так понравилась гостям, что ее танцевали три раза "на бис". Гостей приглашает главный танцмейстер Попов. На круг выходят танцоры разной степени готовности - от танцующих довольно сносно до обладающих грациозностью слонов. Часто слышится смех. Все вокруг ходит ходуном.

Кадриль вытанцовывает и московский мэр. А вот его венский коллега-бургомистр менее отважный - он в эту ночь ограничился лишь вальсом.

00.20. Объявляются Алексей Уткин (гобой) и Мария Чипурина (флейта), за которыми выходят "Симфоджаз братьев Ивановых" и обладательница редкого по диапазону голоса Нина Шацкая.

01.40. Играют аккордеонист-виртуоз Петр Дранга и Александр Новиков (саксофон).

02.10. Группа "Семь ветров" под управлением Георгия Мушеева, который с 1999 года участвует во всех Кубках мира по латиноамериканским танцам в Кремле.

03.00. Чемпионка мира по латиноамериканским и европейским танцам Екатерина Ваганова и ее брат Дмитрий исполняют румбу.

Первые гости начинают потихоньку разъезжаться. В холле продают фотографии с бала.

03.10. Объявлено о продолжении танцпрограммы. В соседних залах звучат танго, джазы и всякие румбы с самбами. Услышав это, император Франц-Иосиф, наверное, перевернулся бы в гробу. Его утешило бы лишь то, что никто из танцоров не позволил себе расстегнуть воротник или бабочку.

04.00. Закрытие бала. Последние гости покидают ратушу к утру, когда город уже просыпается. Сказка, увы, заканчивается, как и все хорошее в этой жизни.

Образ жизни Праздники