Вчера у здания Измайловского суда Москвы собралось немало руководителей оборонных предприятий, много журналистов, в том числе и иностранных. Все они прибыли на оглашение приговора крупному конструктору, руководителю секретного предприятия. Вердикт районного суда генеральному директору и генеральному конструктору оборонного предприятия "Базальт" Владимиру Коренькову - тема номер один для СМИ всего Арабского Востока. Его приговорили к полутора годам лишения свободы - условно.
Трибуна преткновения
"Базальт" - одно из самых засекреченных и важных для нашей оборонки предприятий. Почти всю его продукцию и разработки - боеприпасы и гранатометные системы - защищает гостайна. А вот ряд "изделий", как выражаются военные, приобрели мировую известность. Серия гранатометов, перед которыми не могут устоять самые защищенные танки, вызвала ажиотаж на рынке оружия. Спрос, особенно среди арабских государств, стал так велик, что Иордания решила построить у себя завод для их совместного с Россией производства.
Судьба крупнейшей сделки может оказаться под вопросом - главного на "Базальте" осудили.
Владимир Кореньков руководит предприятием восемь лет, вытащив его из нищеты и разрухи. Когда стали наводить финансовый порядок, вскрыли грубейшие нарушения на подмосковном филиале предприятия - в Красноармейске, где находится испытательный полигон. Обнаружилось, что там списывалось как металлолом и вывозилось за рубеж ценнейшее станочное оборудование, относящееся к мобилизационному резерву. По УК такое преступление граничит с изменой Родине. Оно не могло быть совершено, посчитал Кореньков, без ведома главбуха филиала Людмилы Поярковой. Ее уволили, а материалы передали в прокуратуру. Но дело до суда так и не дошло, его прекратили по амнистии.
Филиал стал головной болью Коренькова еще и по другой причине. Решением правительства РФ полигон в Красноармейске планировалось сделать базовым для проведения демонстрационных стрельб при организации выставок оружия в Москве. А откуда будут наблюдать за стрельбой именитые гости, если там негде их расположить?
Кореньков решил профинансировать из бюджета предприятия строительство большой смотровой трибуны и привести в порядок территорию филиала вместе со всей инфраструктурой, включая озеленение и прокладку асфальтовых дорог. Руководство похвалило гендиректора за оперативность, но прокуратура отнеслась к стройке по-иному. Как стало потом известно, обиженная за увольнение бывший главбух Пояркова "просигнализировала" о том, что якобы строительные расходы завышены, а деньги, отпущенные на трибуну, украдены. Прокуроры не приняли в расчет, что жалоба идет от лица, явно заинтересованного. Было возбуждено уголовное дело. По версии прокуратуры, гендиректор, превысив свои полномочия, незаконно заплатил строительной фирме 2,3 миллиона рублей. Доказать, что деньги просто украдены, следствие не смогло, а куда они потрачены, выяснять почему-то не стали.
Было проведено несколько экспертиз, определявших стоимость работ. Оценки оказались разными. Независимые эксперты из "Мос экспертизы" сделали вывод, что стоимость трибуны практически равна сумме проведенной оплаты. Оценивала строительные работы и специальная комиссия Роспрома, которая вообще никаких нарушений не нашла.
Еще Коренькова обвинили в незаконной сдаче в аренду помещений предприятия. Уголовное дело по этому факту возбуждали в 2003 году и тогда же закрыли. В тот период существовало разночтение между Гражданским и Налоговым кодексами. Было непонятно, кто имеет право заключать договора аренды и кому надо перечислять деньги за аренду. В "Базальте" их зачисляли на свой счет. Но потом пришло указание, что надо все-таки в бюджет. Тогда же всю собранную сумму перевели на счет госказначейства. Никакого ущерба ни государству, ни "Базальту" нанесено не было.
Тем не менее нынешнее следствие посчитало, что Кореньков совершил тогда преступление. Вероятно, от очевидной несуразности обвинений по эпизоду с трибуной прокурор Егоров реанимировал давно закрытое дело, присовокупил его к своему обвинению.
Во всем виноват "Хашим"?
Три года назад Кореньков встречался с королем Иордании Абдаллой II и вел с ним переговоры. В итоге было принято решение о разработке уникального мультикалиберного российско-иорданского гранатомета РПГ-32 "Хашим". Для реализации проекта подписано специальное межправительственное соглашение.
Вскоре после этих событий против гендиректора "Базальта" и было возбуждено уголовное дело. Правда, в течение года никаких следственных действий не проводилось.
Год спустя король Абдалла II, лично оценив проведенную по совместному проекту работу, предложил построить совместное предприятие по выпуску "Хашимов".
Почти сразу на "Базальт" приехала бригада следователей из прокуратуры и МВД. Такими силами обычно расследуют тягчайшие преступления. А тут речь шла о скамейках на трибуне...