Парадоксальную ситуацию обнаружили и предложили исправить депутаты из Самары. Их поддержали аналитики МВД. Оказывается, в Уголовном кодексе почему-то остались "неприкасаемыми" перевозчики фальшивых денег.
То есть те, без которых сам фальшивомонетный процесс становится, по сути, бессмысленным. Ведь изготовители подделок свою продукцию никогда лично не сбывают. А криминальным продавцам "товар" кто-то должен доставить. И вот этот "кто-то" по статье 186 УК РФ "Изготовление и сбыт фальшивых денег или ценных бумаг" никак не проходит. Из поля зрения закона выпало целое звено преступной цепочки. Получается, что на скамью подсудимых присаживаются только умельцы-фальшивомонетчики и продавцы-сбытчики, а кладовщики и курьеры ни в чем не виноватые.
Что предлагают разработчики поправок в Уголовный кодекс?
Наказывать курьеров и хранителей фальшивок так же, как и всех участников преступления: от 5 до 15 лет лишения свободы с возможностью конфискации имущества. Кстати, в Европе срок за такие преступления гораздо круче - не менее 8 лет лишения свободы. Причем без указания предельного значения - могут дать и больше. В Соединенных Штатах вообще по-взрослому: до 20 лет.
Поправки в наш Уголовный кодекс предлагаются с одной весьма существенной оговоркой: следствие должно доказать злой умысел этого курьера.
Ведь как бывает? Дали человеку, например, на сдачу фальшивую купюру. Или "ошиблись" в обменном пункте. Он, не подозревая об этом, попытался рассчитаться подделкой в магазине или, скажем, оплатить счет. И контролирующая техника обнаружила фальшивку. Так что же, человеку идти в тюрьму? Ведь преступление, казалось бы, налицо: попытка пустить в денежный оборот поддельную купюру.
- В этом случае состава преступления нет, - рассказал корреспонденту "Российской газеты" заместитель начальника организационно-правового управления правового департамента МВД полковник милиции Александр Лебедко. - Следователям необходимо убедительно доказать преступный умысел подозреваемого. То есть должны быть факты, улики, что этот гражданин связан с изготовителями и сбытчиками фальшивых денег, знал, что у него в руках подделки, и сознательно пытался их реализовать.
По словам полковника, здесь не проходит фокус, когда для "усугубления вины" подозреваемому могут подбросить пакетик с наркотиками. Оперативникам придется проводить целую спецоперацию, причем изъята должна быть крупная партия фальшивых банкнот. Одна бумажка судей не убедит.
Корреспонденту "Российской газеты" рассказали в департаменте экономической безопасности МВД, что сегодня простой смертный без специальной аппаратуры отличить фальшивую денежку от настоящей вряд ли сумеет. Что там рядовой гражданин! Над проблемой "купюрной идентификации" трудятся лучшие специалисты Экспертно-кримина лис ти ческого центра МВД, которые с сожалением констатируют: мастерство фальшивомонетчиков неуклонно растет.
Эксперты утверждают: при современном развитии науки и техники можно насытить денежный билет неимоверным количеством элементов защиты. И нет такого элемента защиты, который невозможно было бы имитировать. Правда, нет и такой подделки, которую нельзя было бы распознать. Но вот в чем закавыка: определить подделку можно только с помощью умной техники, но практически невозможно "на глазок".
Как рассказали криминалисты, большинство поддельных рублей Банка России изготовлено на копировально-множительной технике и печатающих устройствах для ЭВМ. Такая фальшивка без особых усилий распознается экспертами правоохранительных органов, но далеко не всегда - кассовыми работниками.
Но это только цветочки. Настоящие ягодки созревают, когда выявляются банкноты, сделанные полиграфическим способом. Встречаются настоящие шедевры, имитирующие большинство визуально определяемых элементов защиты. Таких, как микроперфорация, ныряющая или оконная защитная нить, часть специальных элементов защиты.
Да что там говорить, недавно в Орловской области появились высококачественные подделки тысячных купюр, которые "правильно светились" даже в ультрафиолетовом излучении. Более того, слова "тысяча рублей" выполнены лазером, а не проколоты иголками, как делали раньше фальшивомонетчики.
А "качественные" подделки иностранной валюты вообще можно выявить только по незначительным графическим искажениям некоторых реквизитов.
Ну и как все это распознать неискушенному потребителю? И можно ли его судить за неизбежные ошибки? В МВД считают, что, безусловно, нет.
Какие банковские билеты пользуются особой любовью фальшивомонетчиков?
Как правило, криминальные умельцы для изготовления поддельных денег выбирают те купюры, которые наиболее в ходу и достаточного номинала. Понятно, что подделывать купюры номиналом 500 рублей не особо выгодно, а пятитысячные банкноты запускать в оборот преступники пока бояться - к ним еще присматриваются в магазинах и на рынке. А вот относительно тысячных купюр люди уже потеряли бдительность. Из всех подделок 90 процентов - именно "тысячи". И в большом ходу сотенные банкноты.
Вот сухая статистика. В прошлом году милиция задержала 42 организованные группировки фальшивомонетчиков. Подразделениями экономической безопасности было выявлено свыше 33 тысяч преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фальшивых денег и ценных бумаг. Наибольшее их количество пришлось на Центральный, Приволжский и Северо-Западный округа. Что любопытно, примерно 20 процентов фальшивок - иностранные банкноты, в основном доллары.
В прошлом году было изъято более 24 тысяч поддельных американских купюр на общую сумму свыше двух миллионов долларов. Хотя все больше и поддельных евро: изымаются уже сотни тысяч.
Кстати, Интерпол в Европе создал отдел по борьбе с фальшивомонетничеством и подделкой платежных документов. Ежегодно закрываются около десятка подпольных типографий, арестовываются до полутысячи подозреваемых, изымается почти полмиллиона не поступивших в оборот поддельных банкнот. Многие из них предназначались для России.