Суд кассационной инстанции поддержал позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении исполнения предписаний по фактам нарушения Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Как сообщает пресс-служба ФАС, суд вынес постановление, в соответствии с которым в случае подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания контролирующего органа в сфере размещения государственного заказа не приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Напомним, что ФАС является контролирующим органом в сфере размещения государственного заказа. Невыполнение в установленный срок законного предписания влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей для физических лиц и пятисот тысяч рублей для юридических лиц со стороны ФАС (что предусмотрено законом о госзакупках. - Ред.).
Однако, некоторые госзаказчики посчитали, что в случае обжалования предписания антимонопольного органа и подачи соответствующего заявления в суд предписание на устранение нарушений приостанавливается до решения суда. Мотивируя это тем, что именно так происходит процедура, когда нарушается закон о защите конкуренции.
ФАС с такой позицией не согласен. По словам начальника управления по контролю размещения государственного заказа ФАС Михаила Евраева, в сфере госзаказа должна быть оперативная реакция контролирующих органов еще на ранней стадии выявления нарушений, говорится в пресс-релизе ведомства. Потому, если заключенный с грубыми нарушениями контракт уже исполнен, говорить о каком-либо исправлении нарушений становится бесполезно, считает Евраев.
Суд, отметим, пока только кассационной инстанции, подтвердил правовую позицию ФАС. Обосновав это тем, что закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не содержит норм, указывающих на приостановление исполнения предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере размещения госзаказа, в случае подачи заявления в суд или арбитражный суд.
Кроме того, в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) разграничивается ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа и федерального органа исполнительной власти, который осуществляет контроль в сфере размещения заказов.
Поэтому обжалование решений и предписаний ФАС России, выданных по факту нарушений закона о защите конкуренции, автоматически приостанавливает исполнение таких решений и предписаний, а обжалование решений и предписаний по фактам нарушения закона о госзакупках - нет.
По словам Михаила Евраева, это важное решение, так как если бы исполнение предписаний ФАС в сфере госзаказа приостанавливалось в связи с обжалованием их в судах, то вся деятельность контролирующего органа стала бы просто бессмысленной.
Между тем, сегодня закон о госзакупках, по оценкам экспертов, работает всего на 5-10 процентов от его проектной мощности. И это при том, что общий объем размещаемого государственного и муниципального заказа в стране составляет более 4 триллионов рублей ежегодно.
Подводя итоги прошлого года, согласно "Национальному рейтингу прозрачности закупок", организованного Национальной ассоциацией участников электронной торговли при поддержке ФАС, не одна федеральная структура не получила высшей оценки - "гарантированная прозрачность". Более того, потери бюджетов всех уровней от закупок, совершенных по завышенным ценам, составили 347 миллиардов рублей, тогда как в 2006 году эта цифра составляла 300 миллиардов рублей. Число же жалоб, поступающих в антимонопольную службу, ежеквартально удваивается и более половины из них обоснованны.
В ФАС не считают ситуацию критичной или ужасной. Закон новый и требует времени. Кроме того, ситуация с количеством нарушения законодательства о госзакупках улучшается.
В антимонопольной службе отмечают, что уровень коррупции снизится, и повысится прозрачность размещения госзаказов с проведением аукционов. Так уже с 1 января этого года через аукционы будут осуществляться все заказы в сфере жилищного строительства. В дальнейшем планируется существенно расширить перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать исключительно через аукционы.