29.01.2008 04:00
Экономика

Польская забастовка грозит подорожанием продовольствия на российских прилавках

Польская забастовка грозит подорожанием продовольствия на российских прилавках
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4574)
Читать на сайте RG.RU

Забастовка польских таможенников, которая уже шестой день держит в "пробках" по обеим сторонам восточной границы Польши - на подъездах к Белоруссии, Украине и в Калининградской области России - тысячи российских международных перевозчиков, может обернуться подорожанием продуктов первой необходимости - мяса, молока, сыров, сельхозпродукции, рыбы. Такой прогноз высказал в беседе с "РГ" заместитель директора департамента автомобильного транспорта Минтранса России Александр Шерстнев.

По его словам, через польский транзит, который стоит на втором месте по интенсивности после финского, проходит более 30 процентов всех перевозок российских внешнеторговых грузов со странами Евросоюза. Среди товаров много и скоропортящихся продуктов питания. День простоя одной груженой фуры в среднем составляет 280 евро. Эти убытки лягут на компании-импортеры, а в дальнейшем - на плечи населения, что приведет к витку цен. По польскому направлению в Россию также импортируется большая часть бытовой техники, парфюмерии, цветов и садоводческой продукции, в том числе особо востребованных в сезон, луковиц тюльпанов.

В среднем, как сообщили "РГ" в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), только через польско-белорусское направление ежемесячно в Россию из стран Евросоюза следуют свыше 10 тысяч автомобилей с грузами. Отвечая на вопрос "РГ", могут ли в ситуации с забастовкой польских таможенников перевозчики и владельцы грузов рассчитывать на компенсацию страховых компаний, в ассоциации предположили, что только в том случае, если в договоре страхования среди прочих форс-мажорных обстоятельств значатся забастовки. Однако вряд ли подобные форс-мажорные обстоятельства учитываются, поскольку таможенники считаются служащими государственных контролирующих органов. А забастовка госслужащих "в погонах" беспрецедентна с точки зрения международного права. Впрочем, заметил собеседник "РГ", хозяева грузов могут предъявить судебные иски о возмещении причиненных убытков к польской таможне.

"Так скорее всего и произойдет, вряд ли кто-то даже из крупных компаний-поставщиков решится судиться с польской таможней", - заметил эксперт.

Между тем, как сообщили "РГ" в Федеральной таможенной службе (ФТС), руководство главного таможенного ведомства России глубоко озабочено невозможностью перемещения товаров между странами Евросоюза, Республикой Беларусь и Россией. Еще в субботу ГТК Белоруссии и ФТС России сделали совместное заявление в адрес таможенной службы Польши и органов Евросоюза. Было подчеркнуто, что забастовка наносит значительный экономический ущерб всем странам, и призвали в кратчайшие сроки восстановить работу пунктов пропуска на белорусско-польской и российско-польской границах. При этом вчера ГТК Белоруссии подсчитал, что в среднем очередь на въезд в республику составляет 24 часа, на выезд - 1-3 часа. И предложил всем желающим ехать в объезд белорусско-польской на белорусско-литовскую границу. Однако немногие водители восприняли совет с энтузиазмом.

Первоначально, пояснили в ассоциации, ссылаясь на коллег из польской ассоциации международных перевозчиков, забастовка польских таможенников предполагалась продолжительностью не менее 36 часов. Правда, как пояснил один из наблюдателей "РГ", забастовка носит "искусственный" характер и направлена на то, чтобы, пользуясь выгодным географическим положением, "выжать" не из собственного правительства, а из кассы Евросоюза деньги на повышение оплаты труда.

ВЭД