В Закаменском районе возрождается традиционный для бурят кочевой образ жизни - все больше фермеров переселяются из сел в горы. В местности Ута-Нюрган расположились около 20 ферм, принадлежащих крестьянам, выехавшим из села Санага.
Наш корреспондент побывал у переселенцев и убедился, что кочевой образ жизни способен приносить немалый доход крестьянским семьям.
Фермеры устраиваются основательно и надолго, чтобы передать фермы на родовых урочищах детям и внукам. Некоторые строят даже двухэтажные дома со всеми удобствами. В чистом виде это, конечно, уже не кочевой образ жизни. Тем не менее, в год некоторые скотоводы проводят две основные кочевки: с зимней заимки на три месяца на летник и обратно. Расстояние между ними может исчисляться десятками километров, а переходы со стадом - занимать не один день.
Зимник Жаргала Шойдопова стоит на берегу реки Нуд в местности Хобоо. До ближайшего села Бортой - километров пять, вокруг красивые горы, речка полна рыбой, богата и тайга. Ферма - это большой крестьянский дом, загоны и навесы для скота, сеновал и площадка для сельскохозяйственной техники. Здесь фермер живет с мая по сентябрь. А на лето вместе со скотом откочевывает на летние пастбища в тайгу.
- Так жили когда-то наши предки, - говорит Шойдопов. - У нас есть свет, телефон, а самое главное - свободные пастбища для скота.
Когда 15 лет назад совхоз начал разваливаться, он забрал свой пай: дом, коровник, десяток коров и шесть гектаров сенокосных угодий. Сейчас у Шойдопова большое стадо, табун лошадей, отара овец, разнообразная сельхозтехника. Поначалу Жаргал Батоцыренович управлялся с хозяйством с семьей. А потом ферма разрослась, и пришлось нанимать работников.
Шойдопов специализируется на разведении племенного скота - у него первое в республике племенное фермерское хозяйство. Район закупил в Калмыкии 60 быков, вместе с расходами на дорогу каждый бык обошелся в 44 тысячи рублей. Они были розданы по хозяйствам, доверили их и Жаргалу Шойдопову.
- Их выгодно содержать, - признается фермер. - Животные почти круглый год на подножном корму. Ко мне приезжают теперь из других районов покупать скот.
Однако скотоводство - занятие непредсказуемое, поэтому Жаргал Шойдопов страхуется и держит магазинчик в соседнем селе.
Кроме Шойдопова из села Бортой еще несколько семей ушли жить в родовые урочища. На этот рискованный шаг решаются, как правило, молодые люди. Администрация района поддерживает переселенцев. Еще 10 лет назад выделила им льготный кредит на приобретение стройматериалов и ГСМ. Фермеры построили дома, коровники и сейчас постепенно возвращают долги. Молодой семье, пожелавшей жить отдельно, под поручительство родственников выдают деньги на солярку. Будущий фермер начинает заготавливать лес и строить дом. Власти помогают приобрести стекло, шифер, а уже затем выдают скот.
Виктор Аюшеев, глава района говорит, что весь скот концентрируется в деревнях, где нет свободных пастбищ и сенокосов. В результате нет ни нагула, ни привеса.
В основном переселенцы разводят калмыцкую и казахскую белоголовую породы. На первое декабря 2007 года в районе насчитывалось около 39 тысяч голов крупного рогатого скота, и это притом что все население района составляет чуть более 30 тысяч человек, из которых сельчан - 17,4 тысячи. Это значит, что на каждого жителя села приходится в среднем две коровы. А ведь еще есть лошади, овцы, яки и птица!
Возвращение к кочевому, отгонно-пастбищному животноводству уже приносит свои плоды: растет поголовье скота, сокращается безработица. Но, уходя в горы, новые кочевники лишаются благ цивилизации. Многие фермеры живут без постоянного света. Некоторые вынуждены использовать автономные электростанции. Существующие линии электропередачи в отдаленных районах требуют капитального ремонта, но энергетикам невыгодно их содержать - трудоемко и дорого. Фермеры согласны сами заготовить лес на столбы, лишь бы сохранить существующие ЛЭП.
Кроме того, остро стоит вопрос реализации продукции. Скот забивают только раз в году, в начале зимы, и это единственный период, когда скотоводы могут получить "живые" деньги. Мясо продают в Улан-Удэ, в райцентре Закаменск и сдают на мясокомбинат в Петропавловке в Джидинском районе. Но этого недостаточно - фермеры говорят о необходимости переработки мяса, молока и дикоросов у себя в районе. Они выбрали своего старосту Сергея Соктоева депутатом райсовета, чтобы он представлял их интересы.
Еще одна очень важная проблема - обучение детей. Закрытие малокомплектных школ поставило бы под удар не только малые села, но и все фермерское движение. Но и эта угроза, кажется, миновала. Классы школы-интерната в Закаменске всегда заполнены. Правда, дети из таежных урочищ доставляют немало хлопот персоналу. Например, приученные к мясу и молоку, они выкидывают из тарелок капусту: "Это же трава какая-то. А где мясо?" Теперь их приучают к овощам постепенно - щи варят раз в неделю. Но интернат отрывает детей от привычного образа жизни. А между тем профессия пастуха не так проста, как кажется. Он должен обладать природным чутьем, уметь ориентироваться в степи и в горах, отличать виды снега, чтобы определить смогут ли овцы или лошади достать себе травы. Разбираться, где гуще трава и где зимой лучше пасти. Этому надо обучаться с детства и вряд ли искусству скотоводства научат в интернате.
Тем не менее, главным условием успеха остаются люди, только дав им возможность получить образование и реализовать себя, можно добиться экономического подъема.