Особенность этого "пилотного" трудоустройства в том, что рабочие места полностью оборудовали на бюджетные средства и с учетом особенностей каждого конкретного заболевания.
Надо сказать, что предыдущий закон о квотировании, согласно которому на предприятии численностью более ста человек три процента рабочих мест должно быть отдано инвалидам, практически не работал. Работодателей одно время пытались стимулировать налоговыми льготами, однако никаких радикальных перемен это не принесло: ради налоговых преференций руководители предприятий оформляли на инвалидов трудовые книжки, платили им копейки, и люди продолжали сидеть дома.
Сегодня региональные власти и служба занятости признали тот факт, что на работодателя - в плане трудоустройства инвалидов - невозможно, имея в виду пользу дела, воздействовать административно. В то же время федеральное законодательство дает регионам право самим определять те или иные формы стимулирования работодателей, чтобы последние более охотно брали на работу инвалидов. Идею позаимствовали у шведов: воронежским работодателям предложили - в лучших традициях социального партнерства - принципиально новые условия сотрудничества. А именно: на предприятии для инвалида оборудуют рабочее место, на котором тот смог бы полноценно и наравне с другими работниками трудиться, а работодателю эти "устроительные" затраты компенсируют из областного бюджета. Возможен другой вариант: когда работодателю компенсируют часть заработной платы инвалида, который, кстати сказать, по закону должен трудиться не 40, а 36 часов в неделю.
Татьяна Яжук, которая потеряла зрение уже будучи взрослой, несколько лет назад закончила учебные курсы на оператора компьютера в реабилитационном центре для инвалидов, и вот сегодня ее приняли в штат "альма-матер". Теперь она сама преподает незрячим азы компьютерной грамотности. На оборудование рабочего места для инвалида по зрению ушло около 30 тысяч рублей. Здесь есть учебные пособия, выполненные по Брайлю, - расположение букв на клавиатуре незрячие изучают также на макете с точечно-рельефным шрифтом. Оператор составляет тексты с помощью специальной программы экранного доступа и синтезатора речи, который произносит набираемые пользователем символы (дилетанту искусственный "говор" с непривычки кажется сущей абракадаброй). Есть сканер, два принтера - обычный плоскопечатный и брайлевский. По словам Татьяны, благодаря полученной некогда профессии, она смогла поступить в педуниверситет, а с принятием нового закона о квотировании появилась возможность устроиться на постоянную работу: "Мои нынешние ученики тоже получат шанс реализовать себя в жизни. Не надо считать нас другими. Да, у нас есть физические ограничения, но мы хотим вести полноценную жизнь".
Работодателю компенсируют часть заработной платы инвалида, который должен трудиться не 40, а 36 часов в неделю
Александр Князев, имеющий 1-ю степень ограничения трудоспособности (проблемы с позвоночником), устроился оператором газовой котельной на предприятие, где производят лаки и краски. Рабочее место ему обустроили (на все про все потребовалось всего 2,5 тысячи рублей) в соответствии с рекомендациями Бюро медико-социальной экспертизы и Центра реабилитации инвалидов. Приобрели кресло с регулировкой упругости спинки, высоты сиденья и пружинным механизмом постоянной поддержки спины, офисный письменный стол с подставкой для ног, настольную лампу на гибком кронштейне. По словам Александра, своей работой он доволен: "Место мне сделали удобное, зарплата (пять тысяч рублей) по меркам Семилук хорошая, и коллеги доброжелательные". Кстати, как сообщил корреспонденту "РГ" исполнительный директор предприятия Юрий Цецилин, здесь готовы предоставить рабочее место для еще одного инвалида.
За первые два месяца с момента вступления в силу закона было оборудовано 50 рабочих мест, из них большая часть - в сельских районах, где инвалидам работу найти еще труднее, чем в городе. Среди трудоустроенных - переплетчики книг в библиотеках, для которых специально закупили лазерные дыроколы, грузчик, использующий в работе гидравлическую тележку, продавцы в магазинах, бухгалтеры и работники кухни.
По словам руководителя воронежского управления Федеральной службы занятости Ольги Колесниковой, усовершенствованный закон о квотировании позволит не только трудоустроить инвалидов, интегрировать их в общественную деятельность, но и хотя бы отчасти решить проблему кадрового дефицита на предприятиях области.
Как заверяют областные власти, экспериментальный проект будет набирать обороты: в том случае, если шведский опыт приживется на воронежской земле и действительно решит проблему занятости инвалидов, они намерены выйти с соответствующей законодательной инициативой в Госдуму.
Прямая речь
Татьяна Мещерякова, вице-спикер Воронежской областной думы:
- Со специалистами службы занятости мы изучили опыт Швеции по трудоустройству инвалидов, который предполагает экономическую заинтересованность предприятий в создании рабочих мест, и решили взять его на вооружение: внесли необходимые изменения в региональный закон и определили финансирование в целевых программах. Согласно предварительным оценкам, средства, затраченные на создание рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, принесут экономический эффект года через три. Однако уже сейчас люди, получившие работу, могут обеспечивать себя самостоятельно и вести полноценную трудовую жизнь.
Ирина Лобанова, начальник отдела трудоустройства и спецпрограмм регионального управления службы занятости:
- Одна из главных задач, которую мы ставим, - уравнять, насколько это возможно, инвалидов со здоровыми работниками за счет дооборудования рабочего места. При этом предприятие никаких дополнительных (так называемых непроизводственных) затрат не несет, а получает полноценного работника. Кстати, человек с ограниченными возможностями, которому очень трудно найти работу, на поверку оказывается очень исполнительным и добросовестным сотрудником.
Справка "РГ"
Сегодня в Воронежской области проживает около 250 тысяч инвалидов, причем две трети из них - трудоспособного возраста, найти же себе работу смогли только 60 тысяч. За последние три года число людей с ограниченной трудоспособностью I и II степени, обращающихся в службу занятости, выросло почти в девять раз: в 2005-м их было 720, в 2006-м - уже более трех тысяч.