29.01.2008 05:30
В мире

Доведенные до отчаяния водители фур решили развернуться и идти на Варшаву

Польские водители "окружат" Варшаву
Текст:  Павел Дульман Владимир Ефанов Ариадна Рокоссовская (Киев - Минск - Варшава)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4574)
Читать на сайте RG.RU

Очереди из грузовиков на украинско-польской границе растут с каждым днем. Кое-где они уже превысили двадцать километров. Разрешить ситуацию украинская сторона надеется только к апрелю.

Впрочем, все "ключи" от границы сегодня находятся в руках польского министерства финансов и таможенников: последние требуют повышения зарплаты и улучшения условий труда. Уже неделю стороны остаются на первоначальных позициях. И даже обещание повысить зарплату на 200 долларов не сделало поляков сговорчивее.

Страдают от "итальянской" забастовки обе страны. Но поляки сильнее: очереди с их стороны границы быстро растут. К примеру, на самом крупном пропускном пункте "Краковец-Корчова" в понедельник с польской стороны стояло больше 800 машин, с украинской - 660. В час границу пересекала всего одна фура.

Украинские власти первыми решили позаботиться о дальнобойщиках. На помощь пришло министерство по чрезвычайным ситуациям, взявшее на себя хлопоты по организации подвоза горячей пищи для водителей. Кроме полевых кухонь на границу отправились кареты "скорой помощи" и усиленные наряды милиции - охранять дальнобойщиков и их груз от возможного криминала. Польские власти пока ограничились только установкой десятиместных палаток для обогрева. До установки биотуалетов на обочине пока не дошло.

По-своему вошли в положение водителей и таможенники. На том же КПП "Краковец-Корчова" они договорились пропускать водителей через границу. Но без груза - пешком. Вероятно, чтобы в своей стране люди смогли решить хотя бы часть проблем, к примеру, получить деньги или навестить семью.

В Государственной таможенной службе Украины строят неутешительные прогнозы. По предварительной информации, в нормальном режиме КПП заработают только к апрелю.

Непредсказуемой выглядит ситуация и на белорусско-польской границе. Такое заявление сделал в понедельник Государственный таможенный комитет Белоруссии. Уже сейчас крайне сложная обстановка сложилась на всех белорусских пунктах пропуска, расположенных на границе с Польшей. Особенно тяжелой ситуация остается на переходах "Варшавский мост", "Козловичи" и "Домачево". В "Козловичах", например, "застряли" около 300 фур, что превышает обычные показатели в полтора раза.

Условия, в которых находятся застрявшие на белорусской территории водители автопоездов, оставляют желать лучшего - пограничный сервис здесь далек от европейских стандартов и совсем не рассчитан на критические ситуации.

Впрочем, по данным директора брестского отделения Белорусской ассоциации перевозчиков Анатолия Гришко, санитарная обстановка на польской территории еще хуже. Перевозчики, по его словам, лишены возможности нормально питаться уже четвертые сутки подряд, они не обеспечены минимальными бытовыми удобствами. Белорусский МИД, обеспокоенный отсутствием нормального диалога с польской стороной, призвал Евросоюз принять необходимые меры по урегулированию возникших проблем. Кроме того, внешнеполитическое ведомство предложило Евросоюзу направить на польскую границу таможенников из других стран ЕС.

Доведенные до отчаяния водители фур, стоящих в очередях на польской границе, решили развернуться и в ближайшие дни в буквальном смысле идти на Варшаву. Польский союз перевозчиков призвал их заблокировать подъезды к столице. О причинах такого решения "РГ" рассказал председатель правления союза Болеслав Милевский:

- На границе на данный момент стоят около четырех тысяч машин. А правительство до сегодняшнего дня не решило проблему проезда через границу. Власти должны вмешаться, потому что мы, так же как и ваши перевозчики, несем огромные финансовые потери. Сегодня кабинет министров впервые обратился к нам с предложением провести переговоры. Нас пригласили на встречу с вице-премьером Гжегожем Схетиной. От этой встречи будут зависеть наши дальнейшие действия. Если правительство предложит нам конкретные меры по урегулированию ситуации в короткие сроки, то зачем мы будем осложнять людям жизнь? Хотя я сейчас ехал в Варшаву, так там движение уже и без нашей помощи заблокировано легковушками. А если мы присоединимся, то речь будет идти о десятках километров. Фуры перекроют подъезды к столице. Наша акция запланирована на ближайшие дни.

КОММЕНТАРИЙ

Официальный представитель министерства финансов Польши Якуб Лютык сообщил "РГ":

"С таможенниками в Бяла Подляска - это наша восточная граница - разговаривал сам премьер Дональд Туск. На вторник назначен второй тур переговоров с профсоюзами. И, судя по заявлениям правительства, там готовы выполнить практически все требования таможенников. Мы представили им проект соглашения. Какие-то его пункты могут профсоюзы не устроить, но, думаю, что в процессе переговоров мы обсудим детали. И в течение даже не дней, а часов сможем прийти к согласию. Таким образом, таможенники вернутся к работе самое позднее послезавтра. Правительство, в свою очередь, предприняло некоторые действия, которые после возвращения сотрудников таможни, должны обеспечить быстрое устранение пробок, которые образовались на границе. Но тут надо учитывать, что это дело не нескольких часов. Для того чтобы ситуация нормализовалась окончательно, к сожалению, потребуется несколько дней.

Сегодня было объявлено о распоряжении, согласно которому сотрудникам таможни будут помогать пограничники. Поскольку речь идет о системе ЕС, мы не можем целиком заменить таможенников пограничниками, но они возьмут на себя некоторые сопутствующие досмотру технические вопросы. Таким образом мы снимем часть нагрузки с работников таможни. Кроме того, водители уже могут проходить досмотр в таможенных службах по всей стране, а на границе у них просто проверят документы и убедятся, что не нарушена пломба и т.д. Вместе со всеми процедурами это должно занимать несколько минут".

Польша