Правовой комитет Совета Федерации поддержал идею ввести уголовные наказания за тюремную контрабанду. Под статью могут попасть водка, оружие, наличные деньги, а главное - мобильные телефоны, нелегально доставляемые арестантам. Кроме того, законодатели разрабатывают масштабную программу развития тюремной системы.
- Законопроект, вводящий уголовную ответственность за передачу заключенным мобильных телефонов и других запрещенных предметов, внесен в Госдуму, - сообщил директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин. - Кроме того, недавно мы обсудили наши предложения на выездном заседании Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам.
Сейчас тот, кто возьмется передать на зону нелегальные товары, рискует разве что честным именем. Сотрудника колонии, пойманного за руку, уволят. Родственника осужденного больше не пустят на свидание. На адвоката напишут жалобу. Плюс контрабандиста скорее всего оштрафуют. На несколько сотен рублей.
Проблема в том, что иногда для нарушителя игра стоит свеч. Допустим, когда в Санкт-Петербургском СИЗО "Кресты" создали спецблок для особо опасных преступников, тюремщикам предлагали до десяти тысяч долларов за доставку телефона в камеру. Для сотрудника это зарплата за пять-шесть лет. Легко ли устоять перед соблазном?
Теоретически решить проблему просто: установить глушилки. В некоторых СИЗО и колониях так и сделали, но возникли чисто технические трудности. Кое-где аппаратура глушила разговоры обычных граждан, находившихся рядом с зоной. К тому же подобная техника - дорогое удовольствие и бороться с телефонами приходилось по старинке.
В результате некоторые заключенные умудрялись заниматься мошенничеством: названивая случайным абонентам и выманивая под каким-нибудь предлогом у людей деньги. А пару лет назад арестант одного из столичных СИЗО даже открыл свою страничку в Интернете, где рассказывал о тюремных буднях. На сайте всегда были свежие фото из камеры и самые последние новости, переданные по телефону. Информация о блоге дошла до Генпрокурора, и лишь после этого дневник был закрыт.
Один из вариантов решения проблемы - сотрудничество между операторами сотовой связи и ФСИН России. Но для этого необходимо решить проблему и на законодательном уровне.
Еще один путь: ввести уголовную ответственность. Тогда проносить нелегальный товар за решетку станет гораздо опаснее. Есть надежда, что число желающих поубавится. Предлагается ввести наказание до пяти лет лишения свободы за передачу осужденным мобильных телефонов, сим-карт, а также денег, спиртных напитков и документов, удостоверяющих личность. А тому, кто несет на зону оружие и наркотики, законопроект предусматривает до восьми лет неволи. Во избежание соблазна.
Зелье пользуется среди арестантов таким же спросом, как и мобильные телефоны. Поэтому контрабандисты постоянно ищут лазейки на зону. Например, в Рязанской области несколько месяцев назад оперативники ФСИН и наркоконтроля ликвидировали "сладкий" канал доставки наркотиков: преступники начиняли гашишем карамельные конфеты и ягоды изюма. А в Астраханской области криминальные дельцы пытались наладить поставку наркотиков в колонию, используя голубиную почту. По нынешним законам за продажу зелья арестантам также полагается тюрьма. Но служба исполнения наказаний полагает, что надо ужесточить наказание.