Драматические события на мировых рынках, несомненно, скажутся в 2008 году и на российской экономике. Во всяком случае, прогнозы динамики почти всех макроэкономических показателей, включая ВВП, могут быть пересмотрены. Если не в ближайшее время, то, по крайней мере, в конце апреля, когда станут ясны итоги I квартала. Надо также выяснить, станет ли нынешнее падение нефтяных цен устойчивой тенденцией. Но пока это официально не подтверждается.
Разброс новых прогнозных цифр даже по ВВП довольно велик - возможные потери оцениваются от 1 до 3 процентов темпов роста. Не менее ясна ситуация с инфляцией: первоначальный ориентир в 6-7 процентов был заменен на 8,5 процента, а после январских катаклизмов на фондовых рынках эксперты не исключают того, что в 2008 году инфляция останется на прошлогоднем уровне. В результате 31 января правительство рассмотрит пакет из 24 антиинфляционных мер. Впрочем, в отношении их эффективности сами министры вначале особых иллюзий не испытывали. Выводы премьера Зубкова последовали незамедлительно: ответственным за цены назначили вице-премьера, министра финансов Кудрина, а сам пакет станет "жестче": в него введут новые административные и монетарные рычаги.
Экстренное решение ФРС о снижении базовой процентной ставки 22 января на 0,75 до 3,5 процента не успокоило рынки. Более того, внезапность самого решения показала серьезность ситуации и вселила новые тревоги. Ситуация на мировых финансовых рынках, включая российский, остается неопределенной. Еще в середине января вероятность рецессии в США оценивалась в 50 процентов, и тогда антикризисные приоритеты были обозначены главой ФРС Беном Бернанке. В свою очередь, президент Джордж Буш едва ли не впервые за последние несколько лет заявил о скоординированных действиях администрации в виде ослабления налогового бремени на 140 миллиардов долларов. Но рынки это не впечатлило: потери кредитной системы США от ипотечного кризиса уже оцениваются в 100 миллиардов долларов. Публикация негативных финансовых отчетов американского корпоративного сектора продолжается, и общая сумма потерь угрожает достигнуть 400 миллиардов долларов. Американские банки и инвестиционные компании вынуждены списывать даже активы в виде обеспеченных закладных, еще недавно считавшихся бумагами с наивысшим рейтингом надежности "ААА". В IV квартале резко, на 14 процентов, сократилось строительство жилых домов, банки отказываются рефинансировать просроченную ипотечную задолженность, необычно вялыми оказались рождественско-новогодние продажи. При этом, как оказалось, инфляционные тенденции в экономике США также угрожают выйти из-под контроля, поскольку мировой рост цен на сырье и продовольствие сопровождается практически безлимитными вливаниями ликвидности "по мере необходимости". Характерно также, что ситуация в Европе в кредитном секторе развивается точно по американскому сценарию: настолько сильно финансовые институты Старого Света оказались вовлечены в рискованные операции с американскими бумагами. Объемы же финансовой поддержки со стороны Европейского центрального банка оказались даже больше, чем в США, и достигли 400 миллиардов евро.
Растаявшие надежды
В итоге буквально в течение нескольких дней стало ясно, что выхода из кризиса ликвидности "малой кровью" не получится. Вероятность наступления рецессии в США уже в I квартале 2008 года подскочила практически до 100 процентов; многие экономисты считают, что рецессия уже началась. Общепринятым считается определение рецессии как сокращения ВВП в течение 2 кварталов подряд; более длительный период уже считается спадом. Дело, однако, в том, что многие экономисты считают рецессией просто устойчивое сокращение темпов прироста вплоть до промежутка от 0 до 1 процента ВВП. Именно в этом интервале с учетом статистической погрешности (statistical discrepancy) по методологии Системы национальных счетов (СНС) ООН, либо американских Национальных счетов дохода и продукта (NIPA) уже никто не может точно сказать, находится ли экономика в состоянии стагнации или падения производства. И именно в этом интервале экономика США находилась в IV квартале 2007 года.
Как только угроза рецессии из вполне эфемерной вероятности стала почти общепризнанным фактом, дрогнули уже не только финансовые рынки и их регуляторы, но и мировые производители реального сектора. В первую очередь - работающие на американский рынок. Рынкам и экспортерам теперь уже недостаточно снижения процентной ставки ФРС на 0,75 процента, они ожидают дальнейших снижений. С другой стороны, несмотря на решительность уже принятых мер, к маневрам ставкой в один и свыше процента ФРС еще не готова. К тому же нынешний кризис показал, что эффективность роли ФРС заметно упала.
Некритические неприятности
России все это сулит пока некритические, но все же неприятности. С одной стороны, Россия практически не зависит от экспорта собственно в США, не говоря уже об экспорте готовых промышленных изделий в целом. Также, накопленные финансовые "подушки безопасности" позволяют правительству и Банку России достаточно комфортно себя чувствовать - по крайней мере в перспективе ближайшего года.
С другой стороны, рецессия в США будет сопровождаться снижением спроса и цен на нефть, дальнейшим ослаблением курса американского доллара. Это может уже в 2008 году лишить российский бюджет сверхдоходов. Несмотря на то, что рассчитан он с изрядным запасом, на первый план выйдет поддержание уже высокого заявленного уровня текущих расходов, инвестиций и резервных фондов, поскольку уменьшение притока нефтедолларов будет сопровождаться и определенными потерями по курсовой разнице.
Впрочем, последнее еще более актуально для банковских балансов. Банки уже на неопределенный срок практически отрезаны от возможностей фондирования на зарубежных рынках. Также они несут и, судя по всему, будут нести потери на фондовом рынке, потери из-за невозвратов кредитов, замороженных активов, оттоков средств нерезидентов и все той же курсовой разницы.
При этом политическая стабильность и сохранение высоких темпов роста будут по-прежнему привлекать неспекулятивные инвестиции и стимулировать спрос и импорт вместе с инфляцией. Несмотря на краткосрочную "комфортность", в более отдаленной перспективе 2-3 лет проблем в российской экономике заметно прибавится.
Сохранится ли оптимизм?
Прогнозы в начале 2008 года были умеренно-оптимистичными, причем расчеты независимых исследований не сильно отличались от официальных сценарных условий, прогнозных ориентиров минэкономразвития и даже были более оптимистичны. Так, представленный в начале года Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) макропрогноз на 2008 год в случае сохранения в 2008 году высоких цен на нефть темпы роста ВВП достигнут 7,1 процента.
В зависимости от предполагаемых сценарных изменений денежной массы в 2008 году темпы инфляции по итогам года составят от 9,1 процента в случае прироста денежной массы на 20 процентов, и до 9,5 процента в случае прироста M2 на 35 процентов.
Прогнозируемые ИЭПП темпы прироста располагаемых доходов населения варьируют от 12,8 процента по третьему сценарию до 15,6 процента по второму сценарию и оказываются выше прогноза минэкономразвития, что, по мнению экспертов ИЭПП, является реалистичным допущением в связи с общей благоприятной ситуацией в российской экономике.