30.01.2008 02:30
Власть

40 жилых районов столицы находятся в зоне дискомфорта из-за авиашума

40 жилых районов столицы находятся в зоне дискомфорта из-за авиашума
Текст:  Екатерина Севрюкова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4575) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4576)
Читать на сайте RG.RU

В зоне сверхнормативного воздействия авиашума, опасного для здоровья людей, находится 40 районов, или почти каждый третий в столице. Такие данные вчера прозвучали в Московской городской Думе на заседании экспертного совета при Комиссии по экологической политике. Но как защитить от этого москвичей? Не закроешь ведь в один момент все городские аэропорты.

Похоже, депутаты Мосгордумы нашли способ, как решить эту проблему. Они намерены приструнить нарушителей тишины с помощью автоматических станций контроля за уровнем авиашума.

В ходе обсуждения выяснилось, что нелетная погода - не главная причина, по которой пилоты лайнеров нередко срезают маршрут и пролетают прямо над жилыми кварталами. Частенько это происходит из-за их желания сэкономить время и топливо. Страдают же от этого около 2 миллионов москвичей и жителей ближайшего Подмосковья.

Чтобы москвичи спали спокойно, депутаты предлагают установить во всех близких к аэропортам районах автоматические станции контроля авиашума. Первая из них появится в Зеленограде, далее - в Южном Бутове и Солнцеве. Задача каждой из них - круглые сутки проводить замеры шумов самолетов. По словам Евгения Никитича, и.о. директора ГПУ "Мосэкомониторинг", благодаря таким исследованиям можно будет получать фактические доказательства, необходимые для возбуждения административных дел по фактам нарушений.

Система автоматического контроля авиашума состоит из автоматической станции контроля шума авиатранспорта, центра обработки данных измерений и базы данных. Прибор обеспечивает выделение шума летательного аппарата на фоне остальных шумов и распознает его тип, а также пространственные координаты воздушного судна. Обычное время нахождения самолета в зоне действия станции - 40 секунд. Для того же, чтобы определить источник шума, требуется всего 1-1,5 секунды. В ходе натурных испытаний, проведенных в 2006 году вблизи аэропорта Шереметьево, это было подтверждено.

Поступившие со станции данные сохраняются в базе и подвергаются окончательной обработке, которая включает в себя расчет средних уровней шума за периоды, по которым формируются информационные отчеты: день, ночь, сутки, неделя, месяц, год и т. д. С помощью таких детекторов, несмотря на самый напряженный трафик, без труда можно определить номер борта самолета, нарушившего покой москвичей.

Однако Олег Никольский, начальник отдела развития транспортных систем департамента транспорта и связи Москвы, несмотря на эти весьма убедительные аргументы, был настроен не столь оптимистично. "Вопрос контроля за уровнем шумов решен пока только технически, но не организационно", - заявил он. По его словам, повышенный шум часто возникает из-за того, что лайнер отклоняется от заданного маршрута. Причина же таких отклонений состоит в том, что московская воздушная зона сейчас перегружена, а полеты в ней не оптимизированы. Если в советское время, например, Шереметьево был международным аэропортом, с которого самолеты отправлялись на запад и северо-запад, из Внукова - только на юг, из Домодедова - на восток и юго-восток, то сейчас статус международных имеют все городские аэропорты. И летают с любого из них самолеты практически в любую сторону. Поэтому, для того чтобы система контроля авиашумов стала реальностью, необходимо разработать целый ряд правовых и юридических документов. В том числе - и с участием федеральных структур, к которым и намерены обратиться депутаты гордумы с предложением о сотрудничестве.

Снижение авиашума в столице - лишь одно из направлений работы городских властей по реализации целевой среднесрочной экологической программы на 2006-2008 годы, в рамках которой была принята концепция снижения уровней шума и вибрации и предотвращения их негативного воздействия на здоровье москвичей.

Регионы Экология Московская городская дума