30.01.2008 05:30
Власть

Борис Грызлов: Государство обязано задавать стандарты, обеспечивать экологический контроль

Текст:  Борис Грызлов (председатель Государственной Думы, председатель партии "Единая Россия")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4575)
Читать на сайте RG.RU

Качество жизни складывается из многих факторов. И один из важнейших - это окружающая среда, экологическое благополучие. Это чистота воздуха, которым мы дышим, чистота воды, которую мы пьем.

Как и другие составляющие качества жизни, экологическое благополучие в наши дни не обеспечивается само по себе - слишком велико влияние человека на окружающую среду, и оно уже не станет меньше. Но противодействовать негативным последствиям этого влияния можно и нужно. Необходима целенаправленная государственная политика, чтобы добиться желаемого результата не только для нынешнего, но и для будущих поколений.

В представлении сторонников радикального либерализма оптимальный результат достигается сам по себе в результате простой конкуренции и отсутствия ограничений. Мы всегда критиковали подобные подходы, и, наверное, ситуация с окружающей средой лучше всего доказывает их необоснованность.

Именно государство, реализуя интересы граждан, обязано задавать стандарты, обеспечивать экологический контроль, создавать стимулирующие, "дружественные" для окружающей среды условия. В том числе условия, определяющие деятельность бизнеса, превращающие ее в экологически ответственную деятельность. Выработка такой политики, единой общегосударственной стратегии крайне актуальна для современной России.

Казалось бы, нет и не может существовать более очевидного права, чем возможность дышать. Воздух - это ресурс, доступ к которому является самоочевидным.

Однако если к существительному "воздух" добавить прилагательное "чистый", то на практике ситуация начинает выглядеть совершенно иначе. Возможность дышать именно чистым воздухом есть, к сожалению, далеко не у всех. Для жителей мегаполисов, а порой даже и небольших населенных пунктов, расположенных рядом с крупными индустриальными объектами, это право порой превращается в роскошь, во многих случаях абсолютно недоступную.

Данная проблема затрагивает жителей многих стран. В их число, к сожалению, входит и Россия. По оценкам экспертов, вклад атмосферного загрязнения в структуру смертности составляет не менее 40 тысяч случаев ежегодно.

Это огромные цифры. И именно поэтому сегодня необходимо найти подходы, которые, не препятствуя развитию экономики, одновременно позволяли бы решать экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы. Современная Россия располагает всеми необходимыми для этого ресурсами: деньгами, технологиями, политической волей. Ясны и направления, по которым необходимо двигаться:

1. Значительные объемы вредных выбросов, особенно в городах, связаны с эксплуатацией автомобильного транспорта. Их, очевидно, можно и нужно снижать.

Эффективной мерой, в частности, является стимулирование выпуска нефтепродуктов с пониженным содержанием серы, в том числе запрет на выпуск продукции, где ее содержание велико.

По расчетам специалистов, постепенный переход на стандарт топлива "Евро-5" потребовал бы масштабной реконструкции отечественных нефтеперерабатывающих заводов, общая стоимость которой могла бы составить более 30 млрд долларов. Однако оборотной стороной такой реконструкции является повышение глубины переработки нефти, а по этому показателю российские предприятия пока значительно отстают от своих конкурентов. Реконструкция в некоторых случаях позволяет повысить глубину переработки до 85% и выше. Таким образом, речь идет не просто о затратах на экологию (хотя это чрезвычайно важно), а еще и об имеющих вполне конкретный экономический эффект инвестициях.

Снижению вредных выбросов способствует и использование современных присадок к топливу, в частности, на основе спиртов, не наносящих вреда человеческому организму и не загрязняющих окружающую среду. Такие присадки уже существуют. Необходимо создавать стимулы к их производству и использованию, одновременно, думаю, мы это сделаем на законодательном уровне - запрещая применение компонентов, которые наносят вред окружающей среде и здоровью людей. Здесь, как и в ситуации с топливом, тоже есть экономический эффект: использование современных присадок дает выигрыш с точки зрения эксплуатационных свойств автомобиля и его мощности, а значит, интересно потребителям.

Другой аспект той же проблемы - организация выпуска современных автомобильных двигателей, а также создание новых сверхпроизводительных катализаторов для сокращения автомобильных выбросов.

2. Решение экологических проблем неразрывно связано с вопросами энергетики.

В среднем Россия тратит на производство единицы ВВП в 3 раза больше энергоресурсов, чем в западноевропейских странах. Помимо чисто экономического ущерба это означает и пропорциональный рост вредных выбросов в атмосферу. Поэтому внедрение энергосберегающих технологий - это одновременно и повышение конкурентоспособности страны, и важнейшая экологическая задача.

Хотя работы над созданием альтернативных видов топлива могут и должны продолжаться, здесь не должно быть иллюзий. На ближайшие 50 лет именно углеводороды будут составлять основу топливного баланса планеты. Так, по оценкам экспертов, даже через 20 лет углеводородами будет удовлетворяться до 80% всего спроса на энергию. Следовательно, на этом направлении должны быть сосредоточены особые усилия - как научные, так и административные и законодательные.

Кроме того, сегодня перед отечественной энергетикой стоят масштабные цели, связанные с изменением структуры энергетического баланса и более активным использованием угля. Его потребление к 2020 году должно вырасти в 2,3 раза. Это своего рода вызов, ответить на который можно лишь внедрением новых современных технологий, гарантирующих защиту окружающей среды.

Но и здесь эффект, связанный с переводом производства на принципиально более высокий технологический уровень, позволяет рассматривать соответствующие вложения как реальные инвестиции, дающие коммерческую отдачу.

3. Существует и проблема выбросов крупных промышленных предприятий. Как показывает практика, например, ряда крупных металлургических комбинатов, на таких производствах специалистам удается найти решения, позволяющие снизить объемы вредных выбросов. Поэтому государственная политика в отношении такого рода предприятий должна сочетать четкий экологический контроль с мерами налогового и иного стимулирования, направленными на коренную модернизацию устаревших производств и внедрение передовых, а значит, и более "чистых", и более эффективных технологий.

II

Парадоксально, но факт: Россия обладает почти четвертью всех мировых запасов пресной воды, однако по-настоящему чистая питьевая вода доступна нашим гражданам далеко не всегда.

Эта ситуация сложилась не сегодня, и у нее много причин, формировавшихся десятилетиями. Это и изношенные коммунальные сети, и загрязнение водоемов предприятиями, построенными еще в советские времена, и многое другое.

Нет сомнения, что все эти факторы серьезно сказываются на здоровье людей и более того - на продолжительности их жизни. Столь же уверенно можно заявить и о том, что, обладая и финансовыми ресурсами, и научно-техническим потенциалом, современная Россия в состоянии решить задачу доступности питьевой воды.

Чистота питьевой воды и ее доступность действительно являются из важнейшими факторами, определяющими качество жизни. По оценкам экспертов, с плохим состоянием окружающей среды связано 20% всех заболеваний. И только за счет повышения качества потребляемой воды средняя продолжительность жизни россиян может увеличиться на 5-7 лет в течение десятилетия. Такие оценки заставляют обратить на данную проблему самое пристальное внимание. Фактически, сегодняшняя неудовлетворительно низкая продолжительность жизни в России во многом связана именно с качеством воды.

Мы готовы прилагать для решения этих проблем необходимые усилия, вкладывать значительные - по любым меркам - средства. Больше того: мы уже это делаем.

Пример - комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, которая должна быть реализована в Ростовской области при поддержке Инвестиционного фонда. Общий объем инвестиций в проект составит, как ожидается,19,5 млрд рублей, что позволит улучшить качество жизни 1,5 млн человек.

Еще одной иллюстрацией является и ситуация с маршрутом нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Напомню: в результате обсуждения ситуации с учеными, экспертами, представителями экологических организаций президент России Владимир Путин принял решение об изменении маршрута трассы. Она была выведена за водосборные районы Байкала.

Это хорошо известный факт, он широко освещался в средствах массовой информации. Менее известно другое: данное решение, направленное на обеспечение чистоты байкальской воды, стоило как минимум 1 млрд долларов. Это огромные средства. И тем не менее было решено пойти именно по такому пути. Байкал как экосистема и как огромный резервуар чистой воды - национальное достояние, которое мы обязаны защищать.

Проблема доступности чистой питьевой воды имеет чрезвычайно много аспектов. Отдельными решениями сложившуюся за десятилетия ситуацию не изменить. Тем более что те меры, которые принимаются, "разбросаны" по разным ведомствам - от минпромэнерго до минздравсоцразвития.

Необходим комплексный, программный подход. Именно в том, чтобы заложить основы такого подхода, заключается важнейшая задача и партийного проекта "Единой России", который носит название "Чистая вода", и разрабатываемой Федеральной целевой программы. Какие проблемы и каким образом необходимо решать?

1. Надо решать вопросы, связанные с очисткой и доставкой населению водопроводной воды. Даже просто проходя по изношенным сетям, она нередко доходит до потребителей в состоянии, мало пригодном для питья. По самым скромным оценкам, речь идет не менее чем о 15% воды, которая попросту вредна для здоровья. Содержание примесей порой превышает допустимые нормы в разы.

Меры по модернизации соответствующей инфраструктуры закладываются в различных программах. Это и Фонд содействия реформированию ЖКХ, и Национальный проект "Доступное и комфортное жилье", и Банк развития, и Инвестиционный фонд. Реализуя их, власти обязаны учитывать аспекты, связанные с надежностью и безопасностью водоснабжения.

2. Решение инфраструктурных проблем требует не просто средств - оно требует времени. А обеспечивать людей чистой водой необходимо уже сейчас: здоровье нельзя "откладывать на будущее".

Какие здесь существуют решения? Это, в частности, реализация комплекса мер, направленного на обеспечение населения качественной бутилированной водой. Подчеркну: качественной. По имеющимся оценкам, фальсифицируется до 50% такой продукции. Между тем это отнюдь не "мелкие шалости": ведь речь идет о здоровье миллионов людей. И относиться к таким нарушениям необходимо соответственно.

Кроме того, нужно добиваться обеспечения чистой питьевой водой, например, за счет установки оборудования для ее доочистки наиболее социально значимых объектов: школ, детских садов и т.д.

3. Существует проблема очистки стоков. Конечно, нужно добиваться того, чтобы все предприятия, осуществляющие водопользование, как минимум гарантировали соблюдение всех соответствующих нормативов.

И здесь следует отдельно отметить еще один вызов. В 2007 году ВВП увеличился, по предварительным оценкам, на 7,6%. А за 4 года экономика России выросла более чем на треть. Это достойный показатель. И мы должны сделать все, чтобы рост не сопровождался ухудшением экологической ситуации.

Есть наглядный пример одной из соседних стран, где идет быстрая индустриализация. По экспертным оценкам, еще недавно там было непригодно для использования людьми 50% рек и озер. Сейчас - уже 70 %. Это та самая ошибка, на которой нужно учиться, чтобы не допускать собственных. В России промышленный рост должен идти на принципиально новой технологической базе, обеспечивающей соблюдение всех экологических требований, и в том числе защиту водных объектов.

Современные технологии действительно позволяют работать таким образом, чтобы не наносить ущерба природе и обеспечивать чистоту водной среды. В России есть воля применять такие технологии, более того, в России есть платежеспособный спрос на такие технологии. Например, при строительстве порта Усть-Луга на решение экологических задач направляется до 10% всех средств.

И поэтому особенно важно, чтобы соответствующие технологии тоже были российскими. А значит, они должны быть конкурентоспособными. Необходимо, таким образом, проводить исследования и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание высокоэффективных технологий очистки воды. И, кроме того, нужно создавать стимулы для развертывания их промышленного производства.

Совсем недавно в петербургском Радиевом институте имени Хлопина мы знакомились с решениями, направленными на очистку жидких радиоактивных отходов. Для нашей страны это чрезвычайно важное направление работы. В частности, речь идет об очистке водоемов с радиоактивными отходами - таких, так огромный Теченский каскад водоемов на производственном объединении "Маяк" в Челябинской области.

Кстати, развитие технологий водоочистки и водоподготовки - это не только решение собственных экологических проблем, но и огромный рынок. В мире немало регионов и целых государств, испытывающих дефицит питьевой воды. Недаром крупнейшие американские корпорации тратят серьезные средства, например, на исследование возможностей использования нанотехнологий для опреснения соленой воды. Россия, в которой есть замечательные ученые, есть необходимые наработки и в области нанотехнологий, и в сфере водоподготовки, должна занять здесь достойную нишу.

Помимо уже затронутых вопросов в ФЦП могли бы войти и другие значимые задачи. В их числе:

- создание единой федеральной сети мониторинга и контроля качества воды на всех этапах, от водохранилища до потребителя;

- анализ угроз инфраструктуре водоснабжения;

- внедрение на предприятиях отрасли единых организационно-технических решений, направленных на защиту жизни и здоровья населения.

Программа "Чистая вода" является лишь одним из шагов на пути к росту качества жизни россиян. Но этот шаг абсолютно необходим.

***

Тема сохранения, а во многих случаях, к сожалению, и воссоздания благоприятной окружающей среды, не исчерпывается заботой о воде и воздухе. Но на примере этих жизненно важных ресурсов мы видим и остроту существующих проблем, и возможные пути их решения. Новый этап работы должен быть начат уже сейчас.

Однако, чтобы реализовать его на практике, необходимо понимание обществом и внедрение в практику государства и бизнеса нескольких простых принципов.

Вложения в экологические программы - это не просто затраты. И уж точно их нельзя рассматривать как "безвозвратные потери", препятствующие развитию экономики. Зачастую это капиталовложения, позволяющие вывести производство на качественно новый технологический уровень, снизить объем потребляемых ресурсов, повысить производительность труда. Иными словами, это выгодно и государству, и бизнесу, и обществу в целом.

Чтобы внедрять передовые технологии, нужны вложения в науку и НИОКР. При этом одним из значимых условий поддержки создания новых технологий должна быть их экологичность и минимизация ущерба, наносимого окружающей среде.

Много говорят о том, что с развитием цивилизации экологические проблемы обостряются. Однако нельзя забывать, что развитие экономики - именно тот фактор, который позволяет решать эти проблемы на совершенно новом уровне, намного более эффективно, чем когда бы то ни было. Россия в состоянии их решить, создавая свою инновационную экономику.

Госуправление Экология