С каждым годом все больше жителей Башкортостана обращаются в архивы, чтобы выяснить свою родословную.
Во многом этому способствуют специальные мероприятия «Шежере байрамы», инициированные постановлением правительства республики и прокатившиеся по городам и районам региона.
Хочу быть столбовой дворянкой
— Интерес к генеалогии своего рода резко возрос в последние годы, — рассказывает корреспонденту «РГ» Зуфар Гатиятуллин, заместитель начальника отдела использования и публикации документов Центрального государственного исторического архива РБ. — А с началом проведения народного мероприятия «Шежере байрамы»(в переводе с башкирского «праздник родословной» — прим. авт.) жители республики буквально завалили нас заявками о предоставлении возможности работать с документами.
Так, в 2006 году сотрудники архива помогли 82 гражданам найти своих предков, а в 2007-м — уже 225. Поиском родственных связей чаще всего интересуются жители Уфы, Нуримановского, Кушнаренковского и Чишминского районов.
С этой же целью в Центральный архив обращаются люди из разных городов страны, в основном из Новосибирска, Мурманска, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.
Зачастую причиной проснувшегося интереса к истории семьи оказывается желание отыскать в своем роду аристократические корни. Одни, доподлинно знающие о своем дворянском происхождении, приходят в архив, чтобы документально подтвердить этот статус. Другие, из числа однофамильцев знаменитых людей, годами ищут аристократические корни.
Орден за спасение Московского Кремля
Сегодня в республике действуют Меджлис татарских мурз и Собрание башкирских биев и тарханов, которые объединяют потомков знатных фамилий.
— Организация местных аристо-кратов создана под нашей эгидой недавно, — говорит Райса Гайфуллина, член исполкома Всемирного курултая башкир. — Мы решили объединить дворян, так как без прошлого, без предков у человека нет и будущего. Аристократы — это, по сути, хранители традиций, языка и культуры нации.
На последнем заседании Собрания башкирских биев и тарханов были избраны 12 старейшин и предводитель — Дамир Куватов. Он признался, что согласился возглавить общество после долгих раздумий: «У башкир всегда была своя элита. Но дворянский чин получили единицы. Считаю, что аристократические общества помогут воспитывать молодежь на примере предводителей родов, которые вели образ жизни, достойный подражания».
Пока в Собрании 22 члена, хотя потомков глав племен, родов, начальников волостей и кантонов в десятки раз больше. Наиболее активную работу по восстановлению генеалогических корней ведет семья Адутовых. Недавно ее представители вышли на общественную организацию тюрков в Японии, которая хранит древние документы, касающиеся истории башкирского народа. Сегодня ведутся переговоры об их возвращении на родину.
Наиболее известный предок Дамира Куватова — тархан Бурангул, руководивший самым крупным Усерганским кантоном в 1817 — 1834 годах. Два башкирских полка под его началом участвовали в войне против французов. С его именем связано много любопытных историй. Например, в 1812 году он, ворвавшись со своим отрядом в Московский Кремль, спас его от подрыва, организованного отступающими французами. Дамир Мударисович бережно хранит копию письма императора Александра II, в котором выражается благодарность Бурангулу и сообщается о награждении его орденом Святой Анны третьего класса.
Душа аристократа
Наиболее активной организацией в изучении семейной генеалогии и истории своего народа на сегодняшний день является Меджлис татарских мурз Башкортостана, созданный в 1992 году. — Потомки русских дворян в республике не организованны, хотя у нас есть родственники и Толстых, и Лермонтовых, — рассказывает Максат Мамлеев, предводитель Меджлиса. — Парадокс, но мы, татары, в нашем регионе инициируем их объединение. Считаю, что у каждого народа должна быть своя аристократия. Ведь она — хребет нации. А в реальной жизни звание мурзы ничего не дает, кроме обязанностей перед своим народом.
Желающие получить официальное подтверждение своей «голубой крови» частенько приходят в Татарское дворянское собрание. По словам Максата Шарафутдиновича, встречаются самозванцы, которые хотят воспользоваться дворянским именем. Есть и немало скептиков. Между тем, уже 900 человек получили свидетельство о дворянском происхождении.
Деятельность Меджлиса многогранна. С 1994 года у организации есть своя газета «Дворянский вестник». Татарские мурзы посещают школы и мечети с лекциями на исторические темы.
В Башкортостане в настоящее время проживают потомки 200 татар-ских княжеских фамилий: Кудашевы, Акчурины, Еникеевы… Среди мурз очень много известных людей. Крупный ученый Роберт Нигматуллин — из рода Терегуловых. Руководитель одной из строительных компаний известный меценат Зуфар Аюпов — кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством и казачеством», Сергия Радонежского и других. В августе 2007 года с делегацией Русского дворянского собрания по инициативе Меджлиса Аюпов навестил в тунисском городе Бизерта супругу крымско-татарского мурзы графиню Анастасию Ширинскую.
При составлении родословных выяснилось, что княжеские потомки рассеяны по всему миру. В Китае обосновались Акчурины, в Австралии — Яушевы и Чанышевы, во Франции — Мамлеевы. Мурза Шамиль Еникеев — профессор Оксфордского университета — женат на племяннице Маргарет Тэтчер.
Во время поиска своих корней многие сталкиваются с неожиданными открытиями. Так, уфимец Альберт Максютов оказался потомком Дмитрия Павловича Максютова — последнего правителя русской Америки. Подпись этого чиновника стоит рядом с визой императора Александра II в договоре о продаже Россией Аляски США. А, по мнению краеведа и писателя Ильдуса Габдуллина, татарские мурзы Чанышевы и башкирские бии Каиповы и вовсе восходят по генеалогической линии к знаменитому Чингисхану.
Но даже в тех людях, которые не занимают особых постов, княжеская кровь дает о себе знать. К примеру, в Республиканской клинической больнице имени Гумера Куватова (кстати, тоже дворянина) уже 30 лет работает слесарем 72-летний мурза Захит Еникеев, в медицинском миру его все зовут дядей Захаром. В кабинете слесаря царят чистота и уют, такой же порядок он стремится поддерживать и во всей больнице. Даже врачи побаиваются его — от дяди Захара можно получить «строгий выговор» за неопрятность. По словам медперсонала, у этого человека душа настоящего аристократа.
Фирдаус Хисамитдинова,директор Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, доктор филологических наук:
— Наш институт сотрудничает со Всемирным курултаем башкир в вопросах создания общества башкирских аристократов, разработал родовые гербы и логотип для башкирского дворянского общества. Интересоваться своим прошлым и знать предков просто необходимо. Человек, как и дерево, имеет корни.
Мы занимаемся поиском и составлением родословных около года. К нам обратились с просьбой найти предков более 200 человек. Часто совершенно неожиданно мы обнаруживаем у людей аристократические корни. Например, недавно житель Кармаскалинского района попросил наших специалистов составить собственное родовое древо, чтобы просто показать пример односельчанам. Он оказался потомком башкирских биев и тарханов.
Выяснили также, что из числа обратившихся десять семей принадлежат к аристократическим родам. Так, у профессора БГМУ Васили Вагаповой дальним предком оказался башкирский тархан, у которого за участие в одном из восстаний власти отобрали землю и передали Тимашевым. Но он не сложил руки и начал судиться. Судебное разбирательство длилось с конца XVIII века по 1911 год. Семья ничего не добилась, но этот факт говорит о грамотности и воле предков.
Иногда происходят просто удивительные вещи. К примеру, бизнесмен из Учалинского района, очень уважаемый человек, построил в родном ауле мечеть. К нам он обратился с просьбой составить шежере. Каково же было его изумление, когда он узнал, что практически все его предки оказались муллами.
Союзы, объединяющие людей по принципу их принадлежности к аристократам, являются общественными организациями. Они ежемесячно отчитываются перед Федеральной налоговой службой и Министерством культуры РБ. Выдаваемые Геральдической комиссией cвидетельства о дворянском достоинстве лишь констатируют наследственное происхождение, основываясь на достоверных исторических документах. Каких-либо юридических и имущественных прав этот статус не дает.