30.01.2008 03:50
Власть

Уровень грязи на региональных выборах прогнозируют не выше "среднемесячной нормы"

К выборам в регионах готовятся ничуть не меньше, чем к президентским
Текст:  Екатерина Конькова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4575)
Читать на сайте RG.RU

В нашей жизни всегда есть место выборам. Разве что время для них теперь жестко ограничено двумя днями в году, едиными для всей России. Поэтому 2 марта одновременно с новым президентом страна будет выбирать депутатов 11 региональных парламентов, 8 градоначальников административных центров и несметное множество представителей местного самоуправления.

За депутатов региональных парламентов будут голосовать одновременно с президентскими выборами в Башкортостане, Ингушетии, Республике Саха (Якутия), Калмыкии, Алтайском крае, Ростовской, Свердловской, Ульяновской, Ярославской, Амурской и Ивановской областях. В Калмыкии, Амурской и Ивановской областях выборы были назначены досрочно - после самороспусков региональных парламентов, произошедших в декабре. Мотивами в данном случае, по официальным заверениям, послужила необходимость "экономии бюджетных средств", отведенных на голосование. Но, естественно, не последнюю роль сыграли и резоны большой политики и массовой психологии. Кстати, в Амурской области, как уже писала "РГ", депутаты, не согласные с решением большинства облсовета, пытались оспорить самороспуск в суде (суд первой инстанции иск отклонил). В Ивановской области решение о назначении выборов "второй ветви власти" приняла "третья власть" - судебная. Для признания решения о роспуске легитимным не хватало количества добровольцев, отказавшихся от мандатов (29 из 48), а для продолжения работы парламента - кворума оставшихся. В Калмыкии все прошло более спокойно: парламент самораспустился, перед этим приняв закон о переходе к голосованию по партспискам вместо прежней смешанной системы (она еще сохраняется практически во всех прочих регионах).

Сразу нескольким городам предстоит обрести новых мэров, депутатов городских дум, а зачастую тех и других одновременно. Такие голосования пройдут в Майкопе, Горно-Алтайске, Абакане, Якутске, Барнауле, Красноярске, Ханты-Мансийске, Воронеже, Великом Новгороде и Тюмени.

Вся наша жизнь есть борьба. Мирная и спокойная предвыборная кампания - такая же несуразица, как безалкогольный спирт. Агитацию и пропаганду амбициозные политики начали задолго до официального старта кампаний и даже не дожидаясь окончательной регистрации всех кандидатов и партсписков. Правда, на местном уровне эта самая "активность" находится порой на точке замерзания. Так, все пятеро кандидатов на пост мэра Горно-Алтайска сподобились сдать документы на регистрацию в избирком лишь за пару часов до окончания его работы 21 января, едва не поставив выборы вообще под угрозу срыва. А в Ростовской области обнаружился "затерянный мир", не нужный ни одной партии, - Красносулинский округ N 5, где зарегистрированы только самовыдвиженцы. К слову, ситуация довольно странная: именно в этих местах планируется создавать особую промышленно-производственную зону. Случается, что кандидаты стремятся "нажать на все кнопки сразу". Так, глава красноярского отделения "Союза правых сил" Владислав Королев возглавляет партсписок СПС на выборах в горсовет Красноярска и баллотируется в мэры этого города.

Но "кадровый голод" на уровне местного самоуправления - проблема, к сожалению, возникшая не вчера и не завтра разрешимая. Зато "конкурс" кандидатов в региональные парламенты обещает быть далеко не самым низким. Для многих политиков это возможность взять реванш за неудачу на декабрьских выборах в Госдуму и все-таки пробиться во власть. И, например, в одной только Ярославской области, по данным главы облизбиркома Галины Степенко, более 500 человек надеются стать депутатами разных уровней, от регионального до местного. А для прохождения в парламент кандидатам придется побороть как минимум четверых конкурентов и набрать (в абсолютном исчислении) около 40 тысяч голосов земляков.

Как предсказывают эксперты, расклад сил в думах, облсоветах и пр. будет, скорее всего, не сильно отличаться от думской партийной конфигурации и тех результатов, которые были отмечены на других региональных выборах в декабре.

"Стандартный набор" партий, выдвигающих в местные парламенты своих кандидатов, совпадает со списком думских фракций. О своем желании провести кандидатов в законодательные органы одного или нескольких голосующих регионов (если не по списку, то в одномандатных округах) заявили также "Зеленые", СПС, "Яблоко", "Патриоты России", Аграрная партия и др. Стратегия и тактика кампаний в данном случае зависит от цели кандидатов - ("добежать", "согреться" или "засветиться") и их реальных шансов на попадание в региональный парламент. В целом же "единороссы", "эсеры" и коммунисты в основном делают ставку на хорошо известные "местные кадры", а во главу списка ставят местных политических или деловых "тяжеловесов". Партия власти, естественно, опирается на губернаторский корпус и региональные администрации. А вот, например, ЛДПР, не надеясь на местных деятелей, "зашла с козырей" - например, в Алтайском крае, Амурской и Свердловской областях зарегистрированный партсписок возглавляет сам Владимир Жириновский, в Ростовской области "паровозом" выступил депутат Госдумы Андрей Луговой.

В Свердловской области председатель облизбиркома назвал число партий, которые примут участие в региональных выборах 2 марта, "необычайно малым" - их всего лишь, по его данным, не больше пяти. При том, что уральский парламент двухпалатный - 2 марта голосовать придется и за депутатов облдумы (по пропорциональной системе), и за Палату представителей (в ней только одномандатники). Но и в других регионах суммарное число партий, выдвигающих своих кандидатов, будет, как предсказывают эксперты, в пределах пяти-семи (точные цифры станут известны после окончательных проверок всех документов в избиркомах).

Стоит ли ждать на региональных выборах какого-то особого всплеска "черного пиара" или прочих недобросовестных методов агитации? Скорее нет, чем да - уровень грязи прогнозируют не выше "среднемесячной нормы осадков". Тем более что все региональные кампании волей-неволей окажутся в тени главного события политической жизни страны, с которым они совпадают по времени. К тому же любые выборные технологии регионального уровня давно обкатаны практически до автоматизма - от "административного ресурса" до "слива компромата", больших открытий здесь явно не сделаешь. Хотя первые "черные ласточки" уже вьют гнезда: парад двойников, например, отмечен в 11-м избирательном округе Ярославля (у кандидатов сходятся не только имена, фамилии, но и названия фирм, где они работают). Видимо, по весне, 2 марта, к урнам слетятся и более редкие, хищные или просто экзотические "птицы" в ожидании заветных "галочек" в бюллетенях.

Внутренняя политика