Если выражаться по-ученому, то живем мы в эпоху постмодерна. Все наше бытие наполнено цитатами, клише, образами и словами, почерпнутыми из некогда увиденного, услышанного или прочитанного.
А если говорить проще, то есть вещи, которые мы любим, а потому они появляются и проявляются в нашей памяти по поводу и без повода.
Фильмы режиссера Леонида Гайдая, которому 30 января 2008 года исполнилось бы 85 лет, как раз то, что так необъяснимо любимо каждым из нас. Конечно, мы помним до мелочей любой эпизод, но как милы и своевременны в любой ситуации вырванные из контекста фразы из любой кинокартины Гайдая, слова любого из героев.
Как же рождались эти искрометные, обреченные на народную любовь реплики? Об этом корреспонденту "РГ" поведала жена Леонида Гайдая, актриса, снявшаяся во многих его фильмах, заслуженная артистка России Нина Гребешкова.
Фразы приходили иногда случайно. Например, как-то Нина Павловна вернулась домой с рынка. В суматохе бытовой суеты, на фоне подгорающих на плите котлет Леонид Гайдай, Яков Костюковский и Морис Слободской сидели в комнате и сочиняли сценарий фильма "Операция "Ы". И вдруг Костюковский спросил ее:
- Нина, а у тебя не бывает такого ощущения, что ты когда-то уже была здесь?
- Нет, я всегда помню, где я бываю и что делаю, - отрезала Нина Павловна. Так эта фраза вошла в диалог Лиды и Шурика.
Так и хочется устроить скандал!
А однажды Леонид Иович, будучи уставшим от работы, не ответил на какой-то простой вопрос Нины Павловны.
- Так и хочется устроить скандал! - пошутила она.
У Гайдая была прекрасная память и способность вкраплять услышанное в текст диалогов. Так эта ничего не значащая фраза вошла в реплику Ульяны Андреевны в кинокартине "Иван Васильевич меняет профессию", чем оживила и без того искрометный булгаковский текст.
Леонид Иович считал картины своими детьми и соответствующе к ним относился. Встречалось и удивление, и восхищение родителя своими повзрослевшими детьми, гоголевское "А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!"
Гайдаю было интересно то, что по прошествии столь продолжительного времени публика продолжает смеяться, причем на тех же самых местах в фильме.
Но эти моменты - особая история. По словам Гребешковой, Гайдай и его соавторы проводили своеобразный "мониторинг" "целевой аудитории", понимая, что одному человеку смеяться беспрерывно невозможно физически.
Некоторые шутки, фразы интересны и понятны интеллигенции, какие-то - пролетариям, а что-то припасено для детей. То есть авторы выстраивали сюжет фильма так, чтобы смех в зале не утихал, но смеяться зрители должны по очереди.
Весь покрытый зеленью...
И каждый вкладывал и вкладывает в эти шутки что-то свое, то, что близко ему, потому и не стареют афоризмы из гайдаевских кинокартин.
Нина Гребешкова вспоминает о таком курьезном случае: один молодой человек искренне поинтересовался, как Леонид Гайдай мог догадываться, что в ходу будет американский доллар. Нина Павловна смутилась и напомнила, что в те времена хранение иностранной валюты было делом подсудным. Но молодой человек не унимался, утверждая, что о долларах прямо говорится в фильме "Бриллиантовая рука", а потом пояснил, глядя на немое удивление Нины Павловны, что в песенке "Остров невезения" прямо утверждается, что он, дескать, "весь покрытый зеленью".
Нина Гребешкова ответила на вопросы корреспондента "РГ" и относительно самого юбилея Леонида Гайдая.
Российская газета: Пересматриваете ли вы фильмы Гайдая? Какой фильм самый любимый?
Нина Гребешкова: Конечно, я смотрю фильмы Гайдая. Самый любимый - "Иван Васильевич меняет профессию". Там хорошая основа, сама картина прекрасно сделана, к тому же там заняты такие актеры, как Яковлев, Куравлев. Но я не могу ответить на этой вопрос беспристрастно. Жена не может быть просто зрителем, она - соучастник.
РГ: Как бы вы отнеслись к тому, если бы к одному из этих фильмов было снято продолжение? Вот сняли же сейчас продолжение к "Иронии судьбы..."
Нина Гребешкова: Это глупость. Так, как снимал Гайдай, снимать никто не может. Никогда! Потому что, для того чтобы так снять, чтобы продолжение было логично, надо иметь такие мироощущение, миропонимание и юмор, какие были у Гайдая.
Крылатые фразы из фильмов Гайдая
- Огласите весь список, пожалуйста
- Как пройти в библиотеку?
- Бамбармия! Киргуду!
- Будьте добры, помедленнее! Я записываю...
- Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!
- Короче, Склифосовский!
- Птичку жалко!
- В принцип работы синхрофазотрона входит ускорение частиц магнитным полем... полллеммм.
- - Почему "Ы"?
- - Чтоб никто не догадался.
- Руссо туристо! Облико морале!
- Да нам, царям, за вредность молоко нужно бесплатно давать!
- Не виноватая я! Он сам пришел!
Юрий Никулин о Леониде Гайдае:
"Каждый раз приглашение участвовать в новом фильме и первые переговоры велись по телефону. Так было и в этот раз. Один из ассистентов Леонида Гайдая предложил мне попробоваться в короткометражной комедии "Пес Барбос и необычный кросс".
При первой же встрече, внимательно оглядев меня со всех сторон, Леонид Гайдай сказал:
- В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам.
Кто-то из помощников Леонида Гайдая рассказывал потом:
- Когда вас увидел Гайдай, он сказал: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно".
...Гайдай на первый взгляд не произвел на меня впечатления комедийного режиссера. Мне тогда казалось, что, если человек снимает комедию, он должен непременно и сам быть весельчаком, рубахой-парнем, все время сыпать анекдотами, шутками и говорить, конечно, только о комедии. А передо мной стоял совершенно серьезный человек. Худощавый, в очках, с немножко оттопыренными ушами, придающими ему забавный вид...
"С гримом у вас все просто, - говорил Гайдай. - У вас и так смешное лицо. Нужно только деталь придумать. Пусть приклеят большие ресницы. А вы хлопайте глазами. От этого лицо будет выглядеть еще глупее".
Из книги Ю. Никулина "Почти серьезно..."