Инфляция в январе может составить 2,3-2,4 процента, заявил вчера глава Росстата Владимир Соколин. И это, заметим, превышает недавние расчеты минэкономразвития, где предполагали, что верхней планкой для инфляции первого месяца года все же останется 2,1 процента.
Впрочем, уже сегодня в правительстве планируют обсудить комплекс антиинфляционных мер, подготовленных рабочей группой из специалистов трех министерств - минфина, минэкономразвития и минсельхоза, напомнил корреспонденту "РГ" источник в минэкономразвития. Правда, пока в министерстве по-прежнему не говорят, о чем удалось договориться Алексею Кудрину, Эльвире Набиуллиной и Алексею Гордееву. Неизвестно также, будет ли минэкономразвития пересматривать свой прогноз по росту цен на весь год. Пока, напомним, для него установлена верхняя планка в 8,5 процента.
Январь, пояснил Соколин, традиционно становится "ударным" месяцем по инфляции, что во многом связано с повышением тарифов с начала года. Разгон цен после нового года и правда закономерен. Так, в январе прошлого года инфляция составляла 1,7 процента, а в 2006 году - 2,4 процента. И при этом, как видим, данные января не всегда становятся определяющими - в неудачно начавшемся 2006 году рост цен в результате не превысил 9 процентов, зато в 2007 году вплотную приблизился к 12 процентам.
Вот и теперь, не теряет надежды Соколин, в феврале цены замедлят свой бег. Он, правда, не стал уточнять, на какой уровень выйдет их рост в следующем месяце. И ограничился лишь общим замечанием, что февральская инфляция "будет точно меньше 2 процентов". Но что касается дальнейшей ситуации, то тут глава Росстата строить догадки отказывается. Но признает, что кроме предусмотренного повышения тарифов в этом году на инфляцию по-прежнему давят те же факторы, что вызвали ее скачок в 2007 году. И первый среди них - рост цен на продукты питания. Причем он будет сохраняться на мировых рынках и дальше, признал Соколин, сославшись на мнение экспертов. А по оценке минэкономразвития, напомним, на долю продуктов питания в потребительской корзине приходится около 40 процентов.
При этом Соколин не особенно уповает на анонсированную недавно пролонгацию соглашения о фиксации цен на социально значимые продукты. Торговые сети, считает он, компенсируют свои потери, повышая цены на другие товары. И, по словам Соколина, временную "заморозку" цен нужно рассматривать в первую очередь как помощь некоторым незащищенным социальным группам граждан. Кстати, с этой же точкой зрения согласны и многие эксперты. В борьбе с инфляцией такие методы можно сравнить с анестезией - они снимают болевой синдром, но не лечат саму болезнь, поясняет руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Гораздо большие надежды глава Росстата возлагает на меры антимонопольного и упреждающего характера. На них, напомним, делало ставку и минэкономразвития еще в первом варианте антиинфляционных мер, предложенных в конце прошлого года. По некоторым данным, они будут включены и в новый антиинфляционный план. Соколин же вчера напомнил, что вместе с минэкономразвития его ведомство отслеживает ситуацию на рынках, чтобы в случае необходимости правительство могло вовремя принять необходимые меры. Но кроме этого, полагает Соколин, надо постоянно отслеживать цены на мировых рынках. В прошлом году "мы это просмотрели", признал Соколин.
Однако инфляция, похоже, расценивается едва ли не как единственная угроза экономике нашей страны. Причем, по мнению Соколина, ей не грозят даже возможные мировые кризисы. Кстати, о том, что снижение темпов роста мировой экономики неминуемо ударит и по нашей, в последнее время говорят многие эксперты. У Соколина иное мнение. Советская, а теперь и российская экономика, считает он, обычно находится в противофазе с западной экономикой. То есть когда на Западе темпы роста замедляются, в России они, наоборот, увеличиваются, поделился наблюдениями глава Росстата. Правда, не стал пояснять, чем вызвана такая коллизия. При этом Соколин не исключает, что замедление темпов роста мировой экономики может сказаться на снижении российского экспорта и платежном балансе страны. Но по итогам 2007 года торговое сальдо в России составило более 100 миллиардов долларов. И потому, надеется Соколин, большой провал нам не грозит. Россия в прошлом году по объему ВВП вышла на уровень 1990 года, напомнил глава Росстата. И теперь, по его мнению, нам остается улучшить этот показатель качественно, то есть добиться роста производства во всех отраслях.
По прогнозу Соколина, в 2008 году население России составит 142 млн человек, хотя в минувшем году и наблюдалось общее снижение уровня смертности, и значительное повышение рождаемости. Однако смертность в результате дорожно-транспортных происшествий по-прежнему очень велика. По оценкам Росстата, уровень естественной убыли населения России в текущем году не превысит 500 тысяч человек, в то время как в предыдущие годы он составлял около 1 млн в год.
Также стало известно, что в октябре 2008 года Росстат проведет пробную перепись населения в трех регионах РФ: Московской области, Санкт-Петербурге, Хабаровске. Общая же перепись населения в России намечена на 2009 год. Пробная перепись необходима для отработки возможных сложностей, ведь в городах-миллионниках и их пригородах очень высокая миграция и активное движение населения, что может затруднить процесс проведения переписи.