Официальная статистика ГИБДД свидетельствует: количество серьезных дорожно-транспортных происшествий в стране после введения строгих поправок в КоАП снизилось в целом на треть.
Уральские автоинспекторы тоже довольны. Они считают, что законодатель наконец попал в цель: перспектива наложения огромных штрафов или потери водительских прав на месяцы заставила вздрогнуть лихих автомобилистов, и они враз утихомирились. Но праздновать однозначную победу на дорогах на самом деле рано.
Пошли на принцип
Только за первые недели года в области решениями судов в изоляторы были отправлены больше ста автомобилистов. Мест в камерах для автохулиганов уже не хватает.
Исключением стал Екатеринбург, где действуют 25 изоляторов для содержания правонарушителей. Как утверждает начальник городского УВД Марат Бисинбаев, дефицита мест для лиц, перемещенных из-за руля на нары, нет. Дескать, добро пожаловать! Среди автомобилистов стал особенно популярным анекдот: "Ну избил, ну ограбил... Но не через двойную же сплошную!!!"
Эксперты в сфере защиты интересов автомобилистов утверждают: количество конфликтов между сотрудниками ДПС и водителями уже сейчас увеличивается и далее будет стремительно расти. Во-первых, автомобилистам теперь есть за что биться. А во-вторых, есть за что биться инспекторам. Особенно тем, кто не всегда придерживается буквы закона: под прикрытием исполнения служебных обязанностей они постараются улучшить отчетность. Да и найдутся желающие пополнить свой личный бюджет за счет водительских взяток, по причине ужесточения наказания выросших многократно.
Место встречи
Одним из тех, кто попал под горячую руку автоинспекторов, вооруженных поправками в кодекс, стал екатеринбуржец Николай Б. Он, направляясь в город Заречный, обогнал под запрещающий знак медленно ехавший автомобиль, за что и был через сто метров остановлен инспектором. Тот составил протокол о нарушении ПДД и выдал повестку к... мировому судье Заречного.
Николай Павлович, естественно, спросил автоинспектора: "Почему суд должен проходить так далеко от того места, где я живу? А если я из другой области еду?" Прапорщик, не моргнув глазом, ответил: "Да хоть из Владивостока!" Николай Б. как человек неконфликтный спорить не стал. И напрасно.
- Даже если гражданин живет во Владивостоке, а нарушение совершил на Урале, никто не вправе отказать ему в просьбе рассмотреть дело по месту жительства, - утверждает юрист Максим Едрышов.- Верховный суд РФ считает такой отказ недопустимым.
Мотаться из Екатеринбурга в Заречный на судебные заседания Палычу было неудобно: приходилось отпрашиваться с работы, тратить время и деньги. К тому же он догадывался, что в небольшом городе "чужаку" сложнее отстоять свои права.
Коварный автограф
Вообще-то Палыч - человек законопослушный: больше 30 лет за рулем, работает водителем и является дружинником по линии ГИБДД. Правила дорожного движения знает, как "Отче наш" (был инструктором по вождению), и ранее к ответственности за нарушения правил не привлекался. Как так случилось, что теперь он лишился водительского удостоверения, до сих пор не понимает.
- Я ехал без превышения скорости, - рассказывает он корреспонденту "РГ". - Видимость была хорошая, трасса широкая и сухая, машин мало. Ну, не заметил я знака "Обгон запрещен". Но я видел, что никому не мешаю. Никого, кроме той съезжающей на обочину "Тойоты", рядом не было. А меня обвинили в том, что якобы выехал на полосу встречного движения и создал угрозу ДТП.
Между прочим, видеоматериалов, подтверждающих нарушение, сотрудники ДПС водителю не представили: камеры наблюдения при них не было. Главным доказательством сотрудников ДПС была составленная ими схема движения.
Николай Павлович в суде утверждал, что он не выезжал на встречную полосу и схему, составленную на месте, правильной не признает. Судья однако удивился: " Но вы ведь подписали протокол?!" Палыч уныло кивал: да, подписал, но ему велел инспектор: "Не хочешь писать "согласен", пиши "ознакомлен", - убеждал он тогда водителя. Тот, не чувствуя подвоха, подмахнул протокол. А по сути подписал себе приговор, потому что на судебном заседании это было квалифицировано как признание водителя в нарушении.
Естественно, не каждая подпись водителя в протоколе означает признание водителем своей вины. Юристы до сих пор не понимают, почему судья так "небрежно смешал два разных понятия": согласен и ознакомлен.
"Синдром Палыча"
Приговор был скорым и жестким. Суд сделал ставку на данные автоинспекторов и "письменные показания свидетеля", которые на самом деле были написаны сотрудниками ДПС и подписаны у свидетеля лишь через три часа после всех событий. А все попытки подсудимого доказать свою правоту суд проигнорировал. Не взял во внимание даже письменные пояснения того же самого свидетеля, что он на самом деле не видел этого ДТП.
Наказание было вынесено почти по самой "крутой" статье Административного кодекса - 2.15 часть 4: лишить права управлять автомобилем в течение четырех месяцев. Не помогла и апелляция в вышестоящую судебную инстанцию. Вместо ста рублей штрафа за обгон в неположенном месте Николай Павлович получил "по полной" и теперь ходит пешком и пытается выяснить, чего ради запрещающий знак вообще стоит в том месте. Ведь, по сути, он лишь помогает инспекторам выполнять план по нарушителям и позволяет нечистым на руку милиционерам использовать его в качестве "кормушки".
А вот другой, схожий по ситуации случай, произошедший на трассе Екатеринбург - Талица 2 января с Алексеем Х. Он тоже совершил обгон, по мнению автоинспекторов, с выездом на разделительную полосу. Это подтвердила их камера наблюдения.
Но Алексей Х. точно знал, что он прав, и решил биться за свою правоту до конца. Он заставил инспекторов прокрутить видеозапись в нескольких режимах, съездить к "месту преступления", сопоставить очевидное с предполагаемым. Потратив на все кучу времени, автолюбитель убедил-таки стражей дорог в своей невиновности. Его отпустили с миром.
Сел за руль - виновен
- Я помню времена, когда "гаишники", увидев автомобиль на обочине, подъезжали и спрашивали, чем помочь,- рассказывает один из автомобилистов. - Сегодня от них можно услышать одно: "Ваши документы!" И обязательно к чему-нибудь придерутся.
Правозащитники учат водителей: если виновен, честно признай это и отвечай за проступки. Если не виновен - защищайся. И настаивают: учите, господа автомобилисты, правила дорожного движения и учитесь отстаивать свои гражданские и водительские права. Другого выхода нет.
До сих пор и у милиции, и у судов - исключительно обвинительный взгляд на водителей. Из сотен исков в суд в защиту людей за рулем удалось выиграть меньше трети. Поэтому следует знать, что надо делать при встрече с ДПС, если не хочешь оказаться без прав.