31.01.2008 02:30
Общество

Валерий Шумаков: "Надо до последнего сохранять веру в успех"

На этой неделе мы простились с великим хирургом и великим врачом
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4577)
Читать на сайте RG.RU

Он умер в своем институте. Он, отдавший жизнь спасанию сердец, умер от сердечной недостаточности.

Такой могучий, такой жизнелюб, так умевший держать удары судьбы и... сердечная недостаточность. Валерий Иванович оперировал до последних дней. Спасал. А его самого операция не спасла - такое оказалось изношенное, измученное сердце.

Шумаков умер ранним воскресным утром. Хоронили его во вторник, могила на самом престижном российском кладбище - Новодевичьем. И все эти дни разные люди говорили: великий, выдающийся, человек-эпоха, Шумакова невозможно заменить. Вспоминали награды, звания, уникальные операции, уникальные изобретения. О том, что он - один из основоположников отечественной клинической трансплантологии, что впервые в стране успешно выполнил пересадку сердца, печени, поджелудочной железы, двухэтапную пересадку сердца. У Шумакова 200 (!!!) авторских свидетельств на изобретения. Имя "Хирург Валерий Шумаков" присвоено звезде в созвездии Скорпиона. Такой вот звездный путь...

Храню дома фотографию, на которой я вместе с сибирячкой Шурой. Она была первой, кому Валерий Иванович в 1987 году успешно пересадил донорское сердце. А до этого была неудачная операция: у пациента неожиданно отказали почки. И потом никто не хотел рисковать, никто не давал "добро" на следующую операцию. Шумаков готов был положить на стол партбилет - лишь бы разрешили провести пересадку. Очень хотелось присутствовать на той, Шуриной операции. Валерий Иванович не разрешил. И лишь когда Шура начала ходить, он позволил приехать в клинику и познакомиться с ней. Приехала с фотокорреспондентом. Ждала Шуру. Думала, вот сейчас появится нечто бледное, еле дышащее. И когда увидела бегущую вниз по лестнице девушку в спортивном костюме, поверить не могла, что это и есть Шура с пересаженным сердцем. Куда хуже выглядела ее мама - как и я, она еще не могла поверить, что ее еще недавно почти умирающая дочь спасена, и может вот так, запросто бежать по лестнице.

В прошлом году скромно отметили двадцатилетие первой в нашей стране успешной пересадки сердца. Потом их было много. Но меньше, чем надо, меньше, чем хотелось Валерию Ивановичу. Он все пытался доказать, что донорство делает из приговоренных к смерти инвалидов нормальных людей. Большинство пациентов после пересадки почки или сердца возвращаются к нормальной жизни.

Почти при каждой встрече Валерий Иванович говорил о том, что в нашем обществе трансплантология не в чести, потому она катастрофически отстает от всего мира. А могло быть иначе... Шумаков не любил громких слов, но он болел за страну, ему дорог был ее престиж.

Трудно быть первым. И звездному Шумакову было трудно. Жизнь на разрыв сердца. Одаривали не только орденами и званиями. Не менее щедры были на клевету, незаслуженную критику, тяжелейшие обвинения. Причем сперва они громогласно предъявлялись, а когда в очередной раз лопались, как мыльный пузырь, никто даже не извинялся. Зарубки на сердце великого человека во внимание не принимались.

Очередной жестокий "наезд" - сфабрикованное "дело врачей-трансплантологов". Нескольких московских докторов, напомним, обвиняли в том, что они в 2003 году намеревались забрать у еще живого пациента почки для пересадки. Сколько было судов, какая жестокая, бесчеловечная была тяжба! Каюсь, на одной нашей мимолетной встрече в самый разгар этого дела даже попеняла Валерию Ивановичу: "Неужели нельзя стукнуть по столу, потребовать, чтобы прекратилась травля?" Валерий Иванович горько улыбнулся: "Бесполезно". Слава богу, тогда выстоял.

Вот и думается невольно: если бы все те слова, которые были сказаны в эти скорбные дни, были произнесены не у гроба, а при жизни... Если бы... Если бы идущий впереди, опережающий время был оберегаем нами всеми.

Однажды во время интервью Валерий Иванович сказал: "Я - оптимист, потому что то, чем я занимаюсь, не допускает пессимистических настроений. Надо до последнего сохранять веру в успех".

Кстати

Он был первым

12 марта 1987 года Валерий Иванович Шумаков провел первую в нашей стране успешную пересадку сердца. Его предупредили: если что - оргвыводы последуют незамедлительно и с должностью директора института придется расстаться.

"Как сейчас помню, - рассказывал он. - Сделали операцию, перевели пациентку в реанимацию. А утром звонок из министерства: "Что у вас?" Отвечаем: все прошло нормально. Тут же приехал товарищ, зашел в палату, посмотрел на пациентку. И тут же бросился звонить в отдел науки ЦК КПСС. Закончив разговор, сказал: "Руководство просило передать вам поздравление..."

Утраты Здоровье