На западной границе Союзного государства случилось то, что по цивилизованным меркам произойти, казалось бы, никак не могло. Польские таможенники, требующие прибавки к жалованью, без официального предупреждения объявили забастовку и парализовали кратчайшие пути, связывающие страны Евросоюза с их восточными соседями. Заложниками ситуации оказались тысячи водителей, предприятий, обычных туристов. С польской стороны на подъездах к границе еще вчера была 50-километровая очередь из большегрузных фур.
Терпят убытки в основном российские получатели и отправители грузов, поскольку около 80 процентов товаров, транзитом следующих через Беларусь, принадлежат России. Страдают белорусские и российские водители грузовиков и автопредприятия - они перевозят основную массу этих грузов. Чисто техническая задержка транспортного потока грозит серьезными экономическими, социальными, а то и политическими издержками. Спрашивается, к чему в таком случае Евросоюз снимал внутренние межгосударственные границы, вкладывал многие миллионы евро в обустройство пунктов пропуска на своих восточных рубежах?
Задаваясь этим вопросом, невольно вспоминаешь собственную историю, сравниваешь, что было и что есть. Ведь на белорусско-российской границе после распада СССР простые граждане и деловые люди так же стояли в очередях, сервис на общей западной границе был далек от идеала. И решение этой проблемы стало одним из первых шагов Беларуси и России, объединивших усилия в создании Союзного государства. Первым делом была фактически снята граница между двумя странами. Затем появился целый пакет союзных программ, направленных на обустройство западных пограничных переходов по последнему слову европейских, кстати, стандартов. Благодаря финансированию из союзного бюджета на пунктах пограничного пропуска "Брузги", "Берестовица", "Новая Рудня" сегодня путешественник или грузоперевозчик фактически не таможенный досмотр проходит, а получает комплекс пограничных услуг. Все здесь делается культурно, тактично, оперативно. Не говоря уже о чисто экономической выгоде, которую дает общее, по сути, таможенное пространство. И эта выгода еще более возрастет с расширением к 2010 году белорусско-российского таможенного союза за счет Казахстана, о чем главами правительств трех стран недавно были подписаны соответствующие документы.
К сожалению, как показывает нынешний кризис на границе, многим усилиям в выстраивании современной пограничной инфраструктуры могут быть противопоставлены узкокорпоративные интересы. В данном случае - польских таможенников. Какой из этого следует извлечь урок? Простой: адекватно реагировать на подобного рода внешние вызовы, успешно их преодолевать можно лишь сообща. Беларуси в одиночку было бы очень непросто отстаивать свои законные права транзитной страны. Иное дело, когда слышен "голос" Союзного государства. Надо полагать, он прозвучал достаточно убедительно. "Тромбы" на польской таможне начали исчезать. Со вчерашнего дня все в пункте пропуска на белорусско-польской границе постепенно переходит на нормальный режим работы.
Кстати
МИД Беларуси окажет помощь гражданам, просрочившим визы по причине забастовки польских таможенников. Об этом заявил вчера журналистам министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов. "Мы круглосуточно готовы исправлять сложившуюся ситуацию, и я не думаю, что у граждан, чьи визы просрочены по причине забастовки польских таможенников, возникнут какие-то проблемы", - сказал он. БЕЛТА.