В лондонском королевском театре "Ковент-Гарден" прошла церемония награждения лауреатов ежегодной британской национальной премии критиков National Dance Awards Critics Circle. Как и в прошлом году, в номинации "Лучшая зарубежная труппа" премию присудили балету Большого театра.
Солистка Большого 21-летняя Наталья Осипова стала победительницей в номинации "Лучшая классическая танцовщица", а 19-летний Иван Васильев - в номинации "В центре внимания" за яркий дебют. Об одержимой танцем Натальи Осиповой на последних гастролях Большого в Париже писали, что "ее дарование вне норм" и всем предстоит еще увидеть захватывающее развитие ее таланта. По итогам опроса 40 журналистов из 17 европейских стран немецкий журнал Balletdanz назвал в этом году Наталью Осипову "Танцовщицей года". Иван Васильев - виртуоз-экстраверт, полный солнечной энергии. Парижская пресса отмечает:"Даже в его небольших партиях видна дерзость звезды". Обозреватель "РГ" встретился с солистами Большого тетара Натальей Осиповой и Иваном Васильевым.
Наталья Осипова: Танцуя, я сломала чемодан и разбила люстру
Российская газета: Британская премия критиков была для вас неожиданностью?
Наталья Осипова: Для меня было приятной неожиданностью, что меня номинировали. На премию я не рассчитывала: она английская, и я думала, что ее отдадут английской балерине. Это были мои вторые гастроли с театром в Лондоне, а с первых - в позапрошлом году, началась моя карьера. Мне, девочке из кордебалета, Алексей Ратманский дал тогда огромный шанс: я открывала серию балетов "Дон Кихот", когда в зале была вся пресса, и дебютировала в партии Аспиччии в "Дочери фараона". Я думала так: "Если станцую плохо, то такого шанса больше никогда не будет". Готовилась честно.
РГ: Ваши партии - и Китри, и Жизель очень креативны. Сейчас вы репетируете Сильфиду. Какие партии близки вам?
Осипова: Роли подходят мне больше или меньше не по характеру, а по трудности исполнения. Если роль сложная, надо тратить больше сил, энергии, нервов. В "Жизели" нет безумных прыжков, пируэтов, но там нужно создать иллюзию невесомости, наполнить каждое движение смыслом, точно следовать стилю. После "Жизели" я выжата как лимон. Мне, например, очень хочется станцевать Джульетту, станцевать сейчас, пока молода, пока я о жизни не знаю так много. Это моя мечта.
РГ: Ваша карьера в театре развивается стремительно?
Осипова: Я реалист и знала, что в театре сразу не стану прима-балериной и что должна использовать любой шанс на сто пятьдесят процентов. Ратманский поверил в меня и дал танцевать большие роли. Я люблю танцевать, и отними это у меня - потеряю часть себя. Как-то на гастролях не было много работы, а танцевать очень хотелось. Я в номере отеля включила "Жизель" и станцевала балет целиком за всех. Прыгая за Альберта, сломала чемодан и разбила люстру. Конечно, хочется быстрее получать новые роли. Но сегодня я понимаю, что партии надо осваивать постепенно и нельзя штамповать второсортный продукт.
РГ: А недостатки у вас есть?
Осипова: Балерина не должна рассказывать о своих недостатках, но я их прекрасно знаю. Их знает и мой педагог Марина Викторовна Кондратьева. Она - мое зеркало. Я ей обязана всем. Никогда не обижаюсь ни на педагога, ни на партнеров, если что-то не получается.
РГ: Насколько суров мир балета? Действительно нужен железный характер и стойкость борца?
Осипова: Искусство - это сложно. Одному - везет, другому - нет. Все стирают ноги в кровь, но успех приходит к единицам. А тот, кто сил, быть может, затратил в четыре раза больше, в тени. Ему обидно. В театре не можешь быть полностью естественной. Трудно открываться. Потому что есть конкуренция. В Большом огромное количество прекрасных балерин. Когда я пришла в театр, я с таким восхищением смотрела на них близко, из-за кулис, и думала: сколько же мне еще надо работать.
РГ: В Англии вас признали "лучшей классической танцовщицей", а современный танец вас привлекает?
Осипова: Нравится и фламенко, и джаз, и брейк-данс. У меня нет рамок. Я жду любой сумасшедшей вещи, хочу эмоциональной встряски. Может, сама сделаю что-то радикальное, чтобы зритель ушел со спектакля с широко раскрытыми глазами. В современном танце можно показать себя другой, он должен присутствовать в театре. Все, что не развивается, погибает.
Иван Васильев: Фамилия мне помогает
Российская газета: Ваш Базиль из "Дон Кихота" просто покорил лондонскую публику.
Иван Васильев: Это моя любимая партия: от нее получаешь удовольствие, поднимается настроение. "Дон Кихот" насыщен техникой, яркими красками, положительными эмоциями. Вообще я люблю балет и готов танцевать везде с полной отдачей. Сейчас репетирую партию Спартака: персонаж мощный, настоящий герой, сильный духом человек. Образ тяжелый и интересный. Со мной репетирует Юрий Кузьмич Владимиров, танцевавший когда-то Спартака. Когда он показывает, от него идет такая энергия, что хочется работать и работать не останавливаясь.
РГ: Окончив хореографическое училище в Минске, как вы оказались в Большом?
Васильев: Еще не окончив училище, я был стажером в Белорусском государственном академическом театре оперы и балета, танцевал Базиля в "Дон Кихоте" и раба Али в "Корсаре". Участвовал в международных конкурсах балета: в Москве и Перми получил золото, в Варне - Гран-при. Большой театр сделал шаг: он сразу пригласил меня. Я сдавал государственные экзамены в училище и в перерывах приехал в Москву. Ратманский предложил хорошие условия, и вернувшись в Минск, подумав два дня, я созвонился с Москвой. Меня здесь все радует: и коллектив, и репертуар, и руководство. В театре я уже через месяц освоился. Троицей, вместе с Артемом Шпилевским и Андреем Меркурьевым, мы пришли в Большой и дружно карабкались. Они как старшие подсказывали мне многое и помогали.
РГ: Вы однофамилец со знаменитым танцовщиком Владимиром Васильевым. Это мешает или помогает?
Васильев: С детства эта фамилия мне дала толчок. В школе я узнал, что есть такой прославленный танцовщик Васильев, и у меня был моральный подъем. Многие даже спрашивали, не псевдоним ли это или не родственники ли мы. Кстати, папу моего зовут тоже Владимир Викторович. Фамилия, конечно, помогает, но это очень ответственно.