01.02.2008 08:00
Общество

Наталья Осипова: Все стирают ноги в кровь, но успех приходит к единицам

Молодые солисты Большого театра стали лауреатами в Англии
Текст:  Александ Фирер
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4578)
Читать на сайте RG.RU

В лондонском королевском театре "Ковент-Гарден" прошла церемония награждения лауреатов ежегодной британской национальной премии критиков National Dance Awards Critics Circle. Как и в прошлом году, в номинации "Лучшая зарубежная труппа" премию присудили балету Большого театра.

Солистка Большого 21-летняя Наталья Осипова стала победительницей в номинации "Лучшая классическая танцовщица", а 19-летний Иван Васильев - в номинации "В центре внимания" за яркий дебют. Об одержимой танцем Натальи Осиповой на последних гастролях Большого в Париже писали, что "ее дарование вне норм" и всем предстоит еще увидеть захватывающее развитие ее таланта. По итогам опроса 40 журналистов из 17 европейских стран немецкий журнал Balletdanz назвал в этом году Наталью Осипову "Танцовщицей года". Иван Васильев - виртуоз-экстраверт, полный солнечной энергии. Парижская пресса отмечает:"Даже в его небольших партиях видна дерзость звезды". Обозреватель "РГ" встретился с солистами Большого тетара Натальей Осиповой и Иваном Васильевым.

Наталья Осипова: Танцуя, я сломала чемодан и разбила люстру

Российская газета: Британская премия критиков была для вас неожиданностью?

Наталья Осипова: Для меня было приятной неожиданностью, что меня номинировали. На премию я не рассчитывала: она английская, и я думала, что ее отдадут английской балерине. Это были мои вторые гастроли с театром в Лондоне, а с первых - в позапрошлом году, началась моя карьера. Мне, девочке из кордебалета, Алексей Ратманский дал тогда огромный шанс: я открывала серию балетов "Дон Кихот", когда в зале была вся пресса, и дебютировала в партии Аспиччии в "Дочери фараона". Я думала так: "Если станцую плохо, то такого шанса больше никогда не будет". Готовилась честно.

РГ: Ваши партии - и Китри, и Жизель очень креативны. Сейчас вы репетируете Сильфиду. Какие партии близки вам?

Осипова: Роли подходят мне больше или меньше не по характеру, а по трудности исполнения. Если роль сложная, надо тратить больше сил, энергии, нервов. В "Жизели" нет безумных прыжков, пируэтов, но там нужно создать иллюзию невесомости, наполнить каждое движение смыслом, точно следовать стилю. После "Жизели" я выжата как лимон. Мне, например, очень хочется станцевать Джульетту, станцевать сейчас, пока молода, пока я о жизни не знаю так много. Это моя мечта.

РГ: Ваша карьера в театре развивается стремительно?

Осипова: Я реалист и знала, что в театре сразу не стану прима-балериной и что должна использовать любой шанс на сто пятьдесят процентов. Ратманский поверил в меня и дал танцевать большие роли. Я люблю танцевать, и отними это у меня - потеряю часть себя. Как-то на гастролях не было много работы, а танцевать очень хотелось. Я в номере отеля включила "Жизель" и станцевала балет целиком за всех. Прыгая за Альберта, сломала чемодан и разбила люстру. Конечно, хочется быстрее получать новые роли. Но сегодня я понимаю, что партии надо осваивать постепенно и нельзя штамповать второсортный продукт.

РГ: А недостатки у вас есть?

Осипова: Балерина не должна рассказывать о своих недостатках, но я их прекрасно знаю. Их знает и мой педагог Марина Викторовна Кондратьева. Она - мое зеркало. Я ей обязана всем. Никогда не обижаюсь ни на педагога, ни на партнеров, если что-то не получается.

РГ: Насколько суров мир балета? Действительно нужен железный характер и стойкость борца?

Осипова: Искусство - это сложно. Одному - везет, другому - нет. Все стирают ноги в кровь, но успех приходит к единицам. А тот, кто сил, быть может, затратил в четыре раза больше, в тени. Ему обидно. В театре не можешь быть полностью естественной. Трудно открываться. Потому что есть конкуренция. В Большом огромное количество прекрасных балерин. Когда я пришла в театр, я с таким восхищением смотрела на них близко, из-за кулис, и думала: сколько же мне еще надо работать.

РГ: В Англии вас признали "лучшей классической танцовщицей", а современный танец вас привлекает?

Осипова: Нравится и фламенко, и джаз, и брейк-данс. У меня нет рамок. Я жду любой сумасшедшей вещи, хочу эмоциональной встряски. Может, сама сделаю что-то радикальное, чтобы зритель ушел со спектакля с широко раскрытыми глазами. В современном танце можно показать себя другой, он должен присутствовать в театре. Все, что не развивается, погибает.

Иван Васильев: Фамилия мне помогает

Российская газета: Ваш Базиль из "Дон Кихота" просто покорил лондонскую публику.

Иван Васильев: Это моя любимая партия: от нее получаешь удовольствие, поднимается настроение. "Дон Кихот" насыщен техникой, яркими красками, положительными эмоциями. Вообще я люблю балет и готов танцевать везде с полной отдачей. Сейчас репетирую партию Спартака: персонаж мощный, настоящий герой, сильный духом человек. Образ тяжелый и интересный. Со мной репетирует Юрий Кузьмич Владимиров, танцевавший когда-то Спартака. Когда он показывает, от него идет такая энергия, что хочется работать и работать не останавливаясь.

РГ: Окончив хореографическое училище в Минске, как вы оказались в Большом?

Васильев: Еще не окончив училище, я был стажером в Белорусском государственном академическом театре оперы и балета, танцевал Базиля в "Дон Кихоте" и раба Али в "Корсаре". Участвовал в международных конкурсах балета: в Москве и Перми получил золото, в Варне - Гран-при. Большой театр сделал шаг: он сразу пригласил меня. Я сдавал государственные экзамены в училище и в перерывах приехал в Москву. Ратманский предложил хорошие условия, и вернувшись в Минск, подумав два дня, я созвонился с Москвой. Меня здесь все радует: и коллектив, и репертуар, и руководство. В театре я уже через месяц освоился. Троицей, вместе с Артемом Шпилевским и Андреем Меркурьевым, мы пришли в Большой и дружно карабкались. Они как старшие подсказывали мне многое и помогали.

РГ: Вы однофамилец со знаменитым танцовщиком Владимиром Васильевым. Это мешает или помогает?

Васильев: С детства эта фамилия мне дала толчок. В школе я узнал, что есть такой прославленный танцовщик Васильев, и у меня был моральный подъем. Многие даже спрашивали, не псевдоним ли это или не родственники ли мы. Кстати, папу моего зовут тоже Владимир Викторович. Фамилия, конечно, помогает, но это очень ответственно.

Образ жизни Театр