01.02.2008 00:20
Культура

Ретроспектива Юрия Хржановского в ГМИИ им. Пушкина

Ретроспектива Юрия Хржановского в ГМИИ им. Пушкина
Текст:  Михаил Боде
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4578)
Читать на сайте RG.RU

В отделе личных коллекций Пушкинского музея открылась выставка ученика знаменитого мастера "аналитического искусства" Павла Филонова Юрия Хржановского (1905-1987), парадоксальным образом более известного в качестве звукоимитатора, чтеца и конферансье.

Юрия Хржановского иногда называют "мастером одной картины", имея в виду его огромное полотно (4 х 3 метра) "Сибирские партизаны". В 1927 году оно было топовым произведением на известной выставке мастерской Филонова в ленинградском Доме печати.

Критик и психотерапевт Эрих Голлербах, увидев на выставке эту картину, съязвил: "Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию". Что же, у адепта мирискусников были на то основания: идеи и теории "Очевидца незримого", как называл Филонова Крученых, ему были непонятны. Хржановскому же они, как кажется, дались достаточно легко. Если учитель выводил "Формулу петроградского пролетариата" и "Формулу мирового расцвета", то ученик взялся за задачу более частную - за формулу "Сибирских партизан". Но, скорее всего по молодости, набрал в нее столько элементов, что едва справился с ее решением. Сюжет картины достаточно прост: двое красноармейцев приходят в гости к жителям Иркутска, освобожденного от "белых" частями Тухачевского. Тема по тому времени актуальная - приближалось 10-летие Октября. Но вот то, что получилось, заставляет вспомнить оценку Голлербаха. Хржановский решил создать суперкартину (не только по размерам), а потому вобрал в нее все, что казалось ему важным и прекрасным: тут и брейгелевские "охотники на снегу", и кустодиевские масленицы, и импрессионистический раздельный мазок, и брутальность немецкого экспрессионизма, в котором молодой художник знал толк. Сами же красноармейцы вышли похожими на, как бы мы сейчас сказали, трансформеров или "терминаторов", с которых слезла кожа, обнажив механический каркас и электронную начинку. Из этих перепутанных "проводочков" живописи Хржановскому было трудновато выбраться. Помог учитель, закончив холст и дописав на нем скелетообразную собачку-"робота". Помог потому, что, как говорили соученики, его подопечный сбежал из мастерской на репетицию джаза. Музыкальные и артистические наклонности Хржановского все больше давали о себе знать. И в начале 1930-х годов он окончательно ушел от Филонова. Но не из боязни остаться вместе с полуопальным мастером, а просто не желая закапывать в землю свой другой талант.

О том, каких успехов достиг Хржановский в последующие тридцать лет, лучше известно тем, кто был в курсе новинок мюзик-холлов, эстрады, цирка и кино. На разных подмостках он подвизался в самых различных амплуа. И если не все видели Юрия Хржановского, то уж точно слышали его голос в мультфильмах "Каштанка", "Маугли" и "Кто сказал мяу?". Лишь в середине 1960-х некогда сбежавший в эстраду как бы вернулся в мастерскую Филонова. Понятно, в том смысле, что попытался продолжить дело учителя (как известно, тот умер в блокадном Ленинграде в 1941-м). И, как видно по выставке, снова принялся распутывать "проводки" аналитической живописи. Порой не без успеха.

Картины Юрия Хржановского можно посмотреть на этом ресурсе...

Арт