Гарантии избирательных прав и квадратных метров обеспечивал вчера Конституционный суд, оглашая постановление по запросу ВАС и слушая дело по жалобе СПС.
Жилищному вопросу не удалось испортить жизнь конституционным судьям. Вчера они огласили свое решение по делу о проверке на соответствие Основному Закону положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 122-ФЗ - нормы эти оспаривались представителями Высшего арбитражного суда. Оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции.
Дело в том, что 122-й закон изменил порядок предоставления жилья судьям: раньше их обеспечивали квадратными метрами региональные власти, а потом стали обеспечивать жилыми помещениями за счет федерального бюджета в порядке, установленном правительством. Изучив новую процедуру выдачи квартир (правительство издавало ежегодные постановления, соответственно в 2005, 2006 и 2007 годах), конституционные судьи решили, что законодатель никак не определил границы новых правительственных полномочий.
"В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения", - заявляют конституционные судьи. И решение всех этих вопросов не следовало передоверять правительству. Вообще в постановлении много написано о специфике профессии судьи, причем в самых возвышенных тонах. Ну а депутатов постановление КС теперь обязывает поработать и установить наконец-то надлежащий порядок обеспечения жильем судей.
Еще одна гарантия стала вчера предметом рассмотрения в Конституционном суде уже после оглашения постановления, на этот раз - гарантия избирательных прав граждан. В КС опять пришел "Союз правых сил", которых представлял Вадим Прохоров.
Напомним, что 11 марта 2007 г. в 14 субъектах Федерации проходили выборы законодательных собраний. В частности, по смешанной системе (17 депутатов по одномандатным округам, а 17 - по партийным спискам) избирались депутаты Заксобрания Вологодской области. Однако 1 февраля 2007 года двое кандидатов в депутаты от СПС Андрей Бучко и Николай Грицай были исключены из списков постановлением Вологодского избиркома. А 2 февраля прошлого года с выборов слетел весь список "правых", и хотя партийцы судились и в области, и в Верховном суде (причем на этих слушаниях в пользу СПС высказался представитель ЦИК), но принять участие в выборах они не смогли. Эти судебные инстанции приняли во внимание специфику подпункта "л" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и положения пункта 10 части 9 статьи 41 закона Вологодской области "О выборах депутатов Вологодской области". Согласно данным нормативным актам основанием для отказа в регистрации списка кандидатов избирательного объединения является выбытие из этого списка кандидатов, которое приводит к тому, что число региональных групп кандидатов окажется меньше, чем установлено законом. Оспаривая эти нормы на соответствие Конституции, СПС и пришел вчера в КС.
Как сообщил Вадим Прохоров, с аналогичными проблемами партия столкнулась не только в Вологодской области, но и в Псковской и в Дагестане.
Прохоров попросил признать оспариваемые нормы неконституционными, ссылаясь, в частности, на одно из положений закона об основных гарантиях, согласно которому выбытие лишь 50% кандидатов из списка приводит к отказу в регистрации всего списка.
"Избирательное законодательство не может развиваться вне контекста социально-экономической и политической ситуации в обществе", - заявил представитель Госдумы в КС Давид Цабрия и по просил не признавать оспариваемые нормы неконституционными, заметив, что партии просто надо формировать свои списки так, чтобы выбытие кандидатов не приводило к их снятию.
Эту же трогательную позицию, которая сильно напоминала лозунг о спасении утопающих руками самих утопающих, подробно развивал представитель СФ Юрий Шарандин. Он заметил, что "60 человек - это небольшая группа, которой легко управлять, и партия вполне могла принять меры к изоляции своих членов от давления" (всего в партсписок на Вологодчине можно было включить 60 человек. - Прим. "РГ").
Михаил Кротов, представлявший президента в КС, оказался горячим сторонником существования региональных групп, напомнив, что эта новация в законодательстве появилась ради того, чтобы "приблизить списки к избирателям, чтобы избиратели могли узнавать своих кандидатов в лицо". И он считает, что "приоритет должен отдаваться не тем политическим партиям, которые в силу слабой организации не смогли выдвинуть достаточное число кандидатов, а защите прав избирателей". Так что Кротов тоже был против позиции заявителя.
Решение по делу КС вынесет в течение месяца, если ему не помешает переезд в Питер, который официально начинается сегодня.