01.02.2008 07:00
Власть

Судебные приставы получили право вскрывать квартиры и офисы

Судебные приставы получили право вскрывать квартиры и офисы
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4578)
Читать на сайте RG.RU

С 1 февраля все российские банки будут обязаны в течение трех дней предоставлять информацию по запросам судебных приставов, связанным с исполнением решений судов по возвратам долгов. А налоговые органы - сообщать об открытии новых банковских счетов должников.

К этому их обязывает новый Закон "Об исполнительном производстве". Таким образом, судебные приставы получили право на получение информации, являющейся банковской тайной. Речь идет о банковских реквизитах граждан-должников, о том, сколько денег и в какой валюте находится на их счетах и депозитах, откуда они поступили и куда переводились. Кстати, в производстве у судебных приставов сегодня находится несколько десятков тысяч судебных дел, которые касаются 45 миллионов человек. Среди должников и те, кто не платит зарплату своим сотрудникам или алименты бывшим супругам.

Некоторых банкиров их новая обязанность информировать судебных приставов о состоянии счетов своих клиентов повергла в легкую панику. В беседе с корреспондентом "РГ" они не раз подчеркивали, что тем самым нарушается статья о банковской тайне Закона "О банках и банковской деятельности". А она гласит, что банки обязаны предоставлять справки о счетах физических лиц только в четырех случаях - самим гражданам, судам, организациям, осуществляющим обязательное страхование вкладов, и следственным органам при наличии предварительного согласия с руководителем банка. И даже в Бюро кредитных историй - только с согласия клиента банка.

"О полномочиях судебных приставов в Законе "О банках и банковской деятельности" ничего не говорится", - возмутился один высокопоставленный собеседник. По его словам, в новой ситуации банки попадут в непростую правовую коллизию, то есть не будут знать, на какой из законов им ориентироваться. Тем временем ответственность за разглашение банковской тайны весьма жесткая. Должностные лица могут быть привлечены к суду, в том числе со стороны клиентов. И должны возместить нанесенный им материальный и моральный вред. Поэтому, рассказал собеседник "РГ", зачастую банкиры оказываются перед жестким давлением. Особенно со стороны силовых структур, когда, например, в банки приходят сотрудники правоохранительных органов с решением суда проверить счета конкретных подозреваемых. Но при этом заодно требуют разрешить им "заглянуть" и на счета тех организаций, от которых поступали деньги.

Судебные приставы могут действовать не менее, а даже более напористо, считают банкиры.

Но, оказывается, все страхи банкиров напрасны. По словам члена Комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева, юридическая коллизия двух федеральных законов устранена третьим федеральным законом еще в октябре прошлого года. Согласно Закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" теперь число лиц, которым могут предоставляться справки по счетам и вкладам физических лиц, дополнено и "органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц". То есть судебными приставами.

Расширение полномочий судебных приставов на ура воспринято многочисленными долговыми и коллекторскими частными агентствами, "выбивающими" долги. Так, вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Артур Александрович заметил, что нововведение станет эффективной мерой, которая обеспечит быстрое исполнение судебных решений. При этом еще один эксперт "РГ" заметил: "Раз судебные приставы станут теперь обладателями банковской тайны, то они должны предпринять все меры безопасности, чтобы не допустить утечки этой информации".

Кроме того, как уже писала "Российская газета", судебные приставы получили право входить без спроса в дом должника. Даже взламывать двери, если исполнители не пускают. Но сделать это можно только в рамках исполнительного производства и в присутствии понятых.

Госуправление ФССП