В Советском районном суде краевого центра рассматривается беспрецедентное уголовное дело: 15-летняя выпускница интерната совершила два чудовищных по жестокости убийства. Причем в детдом ее сдала вполне благополучная семья. Оказалось, на Кубани 97 процентов социальных сирот имеют живых родителей.
В первый день процесса зал заседаний не вместил всех желающих. Необычность происходящего не скрывали ни судьи, ни представители обвинения и защиты. На скамье подсудимых оказалась 15-летняя девушка, которая хладнокровно забила взрослого мужчину доской с гвоздями, а спустя несколько дней утюгом убила пенсионерку. На суде ее именовали Раскольниковым в юбке. Но нашей трагической истории сопутствуют обстоятельства, которые уже сегодня требуют размышления и анализа.
Девочка всем рассказывала, что она практически сирота: мол, папа сидит в тюрьме, а мама умерла. На самом деле родители Алены живы и здоровы, более того - живут (и, говорят, очень даже неплохо) с двумя младшими детьми в том же микрорайоне города, где их ребенок совершил свои преступления. Правда, мать Алены, Наталья Алиева (фамилия изменена. - Ред.) о своей дочери ни с кем говорить не желает.
Три года назад специалисты органов опеки и попечительства Карасунского округа были буквально шокированы: впервые благополучная семья официально отказалась от своего ребенка. Этим своеобразным феноменом как раз и стали Алиевы. Папа и мама Алены принесли заявление с просьбой лишить их родительских прав на дочь. Агрессивный ребенок, по мнению обоих, доставлял слишком много хлопот. Правда, педагоги вспоминают о том, что девочка не раз становилась свидетелем того, как отец бил мать, перепадало и дочке. Поначалу у них заявление отказались принять, однако через прокуратуру родители заставили оформить их отказ от девочки.
12-летнюю Алену отправили в Кропоткинский коррекционный интернат. Однако девочка упорно пыталась вернуться в родительский дом. Несколько раз, сильно скучая по маме с папой, сбегала и добиралась до Краснодара. И всякий раз родители звонили в интернат, требуя забрать назад "неудобную" дочь.
Причем нынешняя встреча с правосудием у нее уже не первая - до этого попалась на воровстве в Новокубанском районе и получила условный срок.
Со временем пристрастилась к наркотикам и спиртному. В день своего пятнадцатилетия забрала из интерната документы: должна была ехать учиться на повара. Но в профтехучилище так и не появилась, а решила вернуться в отчий дом. Однако семья ее снова не приняла. И тогда поселилась неподалеку, в квартире у мужчины на улице Гидростроителей.
По мнению людей, так или иначе знакомых с этой историей, жуткого финала вполне могло и не случиться, если бы окружавшие Алену люди вели себя достойно. Ведь от нее страдали в основном взрослые. Алена знакомилась с ними возле пивных или на спортивных площадках.
- У нее и глаза-то дьявольские, - заявила на процессе одна из свидетельниц.
Оказывается, однажды Алиева заночевала у ее сына, которому далеко за тридцать, а утром якобы вытащила из кармана его куртки 20 тысяч рублей. Обворованный хозяин толком не смог объяснить судьям, почему несовершеннолетняя осталась на ночь в чужой квартире. А сам признался, что демонстративно показывал деньги Алене. Но только теперь понял, как сильно ему на самом деле повезло: девочка просто забрала их и исчезла. А вот другого случайного знакомого она вскоре убила варварским способом. И сказала, что сделала это потому, что тот к ней начал приставать.
- В этой истории все взрослые в той или иной степени соучастники, - считает специалист по охране прав детства отдела образования администрации Карасунского округа города Краснодара Татьяна Брагина. - Ведь когда после убийства пожилой женщины Алена с окровавленными руками пришла в квартиру своей случайной подруги, то откровенно рассказала о случившемся ее маме. А "сердобольная" женщина позволила убийце вымыться и переодеться - только бы с глаз долой. Оперативники же обнаружили труп жертвы лишь спустя девять дней. А до этого никто в милицию так и не позвонил.
По словам руководителя пресс-службы Советского районного суда Краснодара Элеоноры Безуглой, все долгие месяцы следствия, когда лишенная привычных наркотиков и спиртного, девочка приходила в себя, рядом с ней находились только чужие люди.
- Во время следствия и перед судом мы предлагали ее матери пообщаться с дочерью, но родительница так и не пришла, - продолжает Татьяна Брагина. - Она сослалась на занятость.
Вот так родители в очередной раз предали своего ребенка.
Комментарии
Наталья Агафонова, начальник отделения по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних краевого ГУВД:
- Обычно подобная детская жестокость становится следствием жестокого обращения родителей со своим ребенком. В Уголовном и Семейном кодексах существуют статьи, например 156 УК, которые позволяют наказывать избивающих своих детей или отказавшихся от них горе-родителей. Но на практике решения судов не выполняются из-за того, что, скажем, те же алименты или штрафы за брошенного или избитого ребенка зачастую родители не платят, ссылаясь на отсутствие достаточных средств. Мы вышли с предложением к депутатам Законодательного собрания края ужесточить штрафные санкции для родителей, не желающих выполнять свои обязанности, усилить ответственность и за жестокое обращение с детьми. Ведь те же штрафы, если их не выплачивают, говоря об отсутствии денег, можно заменить трудовыми исправительными работами. Мерой наказания мог бы служить и административный арест.
Только за минувший год в крае было привлечено к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми 255 родителей. И лишь единицам суды вынесли решение о лишении свободы на год-два. Остальные в основном отделались штрафами от двухсот рублей до семи тысяч.
Вера Бедерханова, профессор кафедры педагогики Кубанского государственного университета:
- Я не сторонница радикальных мер. Дети становятся преступниками из-за дефицита любви в семье и отсутствия опыта сопереживания другим людям. На мой взгляд, действительно больная проблема - педагогическая безграмотность родителей. Многие взрослые хотят воспитать своих детей достойно, а получается наоборот. И потом не справляются со своими чадами. Для развития же эмоциональной сферы ребенка, которое начинается с первых дней его жизни, имеют значение, казалось бы, мелочи - например, тепло материнских рук. Нужно помнить, что тот же механизм сопереживания закладывается в раннем возрасте: эмоциональная сфера развивается очень рано. Оттого маленьких детей психологи советуют чаще брать на руки и баловать. Возможно, стоит распространить практику для патронатных семей - "школы для родителей" - и на обычные молодые семьи. Отрадно, что на Кубани наконец пытаются выстроить политику в отношении семьи, только что создан краевой департамент семейной политики. Думаю, он должен заняться не только проблемами приемных семей, но и обычных.