05.02.2008 00:00
Экономика

Российские ритейлеры обеспокоены соперничеством с мировыми гигантами

Но столкнулись с нехваткой квалифицированного торгового персонала
Текст:  Татьяна Баева
Российская Бизнес-газета - : №0 (639)
Читать на сайте RG.RU

Сетевому ритейлу в России сегодня немногим более 10 лет, а региональному - и того меньше. Но его взросление происходит бурными темпами, которые по-прежнему одни из самых высоких в мире, считает Николай Габышев, управляющий партнер компании Pollyanna Capital Partners. "Если рассматривать в целом объем розничного рынка, - продолжает он, - то у России есть все шансы стать первым-вторым рынком в Европе и совершенно точно войти в пятерку крупнейших в мире".

Майкл Бергдал, официальный представитель Wal-Mart, заверяет, что выход мирового лидера индустрии розничной торговли на российский рынок - это лишь вопрос времени. Российские же компании сильно обеспокоены соперничеством с мировыми гигантами. Одним из возможных путей, рассматриваемых ритейлерами, является консолидация рынка. Эту проблему, которая отнюдь не единственная в списке, обсуждали участники прошедшей в конце ноября III ежегодной конференции "Ритейл в России". Интересовали их и вопросы привлечения средств, в том числе и проведение IPO, а также развитие торговых сетей на территории России.

Многие ритейлеры, говоря о выходе в регионы, акцентируют внимание на трудностях, которые нередко создают другие участники рынка розничной торговли через поставщиков и административные органы. Но надо отметить, что постепенно местные власти меняют свое отношение, понимая, что для региона приход крупной компании - это дополнительные инвестиции. Другая проблема, которая сопутствует расширению компании и не всегда решается просто, - это кадровый дефицит.

Нередко компании, выходя на новые рынки, сталкиваются с недоверием со стороны местного населения. "Во многих регионах еще актуален вопрос недобросовестности работодателей, которые не выполняют обязательств перед сотрудниками, в частности по выплате заработной платы, - поясняет директор по персоналу "Оптима-Сибирь" Елена Старовойт. - Поэтому в компанию с незнакомым брендом люди идут на трудоустройство неохотно и привлечь ценных кандидатов бывает непросто".

Рост рынка, по мнению руководителя группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Татьяны Голубниченко, сопровождается повышением спроса на соответствующий квалифицированный персонал. "В основном это менеджеры по развитию - те специалисты, которые занимаются поиском новых объектов с целью последующего открытия магазинов, - поясняет она, - а также управляющие магазинами и региональные директора". Главное требование для кандидатов - опыт работы. В отличие от иностранных работодателей, которые обращают внимание на профессиональную компетенцию топ-менеджера, российские компании больше ценят знание специалистом определенного сектора ритейла.

В этой ситуации есть только два пути решения проблемы: перемещение специалиста из другого региона либо обучение местного кандидата. Первый вариант дороже, но претендент, уже обладая всеми необходимыми знаниями и навыками, может включиться в работу в кратчайшие сроки.

"Самая высокая концентрация данных кандидатов традиционно в Москве и Санкт-Петербурге, - поясняет Татьяна Голубниченко. - Для привлечения на работу в регион столичного управленца предложение ритейлера по уровню заработной платы должно в среднем в два раза превышать то, которое имеет специалист, работая в родном городе. Для работодателя это становится крайне невыгодным".

Возможным вариантом привлечения сильного управленца в регион для компании может стать приглашение проектного менеджера. "Это специалист, - поясняет эксперт "ЮНИТИ", - который приходит на временный проект с целью выполнения определенной задачи - например, открытия гипермаркета и выведения его на определенный объем продаж". Обычно по завершении проекта управление передается в руки местного менеджера.

Нередко при открытии новых объектов используется схема, согласно которой компания привлекает часть своих управленцев из головного офиса. "Открытие нового магазина - это всегда напряженный этап в работе, - поясняет Елена Старовойт, - поэтому параллельно с директором магазина в нем участвует специальная start-up команда". Обычно такие специалисты задействуются лишь на время запуска проекта и в процессе этого подготавливают себе замену среди местных менеджеров.

Товары и цены