В 2007 году Банк России насчитал 1 триллион рублей сомнительных операций по обналичиванию - в 2,5 раза меньше, чем в 2005 году (объем подозрительных операций ЦБ оценивает по отчетности фирм и банков перед Росфинмониторингом и по банковским документам).
По словам зампреда ЦБ Виктора Мельникова, объем операций по выдаче наличных через кассы банков на закупку сельхозпродукции, на покупку ценных бумаг и на некоторые другие операции, традиционно используемые при незаконном обналичивании денег и при уходе от уплаты налогов при импорте, сократился в 2007 году на 8 процентов. В Москве, где в основном сосредоточен банковский сектор, - на 24 процента.
Поясним: в России распространены несколько основных способов "стирки" денег. Например, так называемый "импорт" товара без пересечения границ. Допустим, иностранное посольство списывает машину, а потом продает ее внутри России. Или наши граждане приобретают у нерезидентов ценные бумаги российских эмитентов. По словам Виктора Мельникова, в прошлом году по таким схемам было выведено 25 миллиардов долларов. Два года назад ущерб оценивался в 61 миллиард.
Нередко деньги "отмываются" за счет обналичивания средств сомнительного происхождения. Эта схема активно используется для ухода от налогов. Теневики указывают, например, что деньги нужны для закупок сельхозпродукции. Все, кажется, правильно, вот только заявленная сумма может значительно превышать все разумные пределы. Виктор Мельников привел такой пример: некая фирма попросила обналичить несколько миллиардов, чтобы приобрести у сельхозпроизводителей морковь. Как выяснилось, сумма в несколько раз превышала стоимость всей морковки, выращенной в стране.
Еще один канал "отмывки" - импорт сомнительных услуг. Например, хорошо известен случай, когда столичный мебельный магазин заказал эстонской консалтинговой фирме исследования по изысканию нефти на антарктическом шельфе. Причем в качестве компенсации выплатил ей 500 миллионов долларов.
Нужно отдать должное ЦБ, осуществляющему в последнее время жесткий контроль за деятельностью кредитных организаций. В 2006-2007 годах было лишено лицензии 104 банка, подозревавшихся в "отмывании" денег. Их совокупный уставный капитал не превышал 1 процента общего капитала банковской системы. При этом через эти банки прошла четверть всех "отмытых" сумм.
Скорее всего в текущем году объем незаконных операций сократится еще значительнее - 15 января вступили в силу поправки к Федеральному закону "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Понятно, что чем сложнее осуществлять "обналичку", тем дороже она становится. Если в 2005 году сомнительное обналичивание обходилось в 0,2-0,3 процента от суммы операции, то к концу прошлого года его стоимость повысилась до 13 - 14 процентов. По оценкам некоторых экспертов, ставки в декабре доходили в Москве до 18 процентов, то есть, похоже, банковская система не нашла альтернативы существовавшим ранее механизмам "обналички" и прочим операциям, обеспечивающим потребности теневого сектора.
Уменьшается и доля "серых" зарплат: налоговики с 2006 года проводят работу с руководителями компаний, в которых платят зарплату ниже средней в регионе или в отрасли.
Виктор Мельников констатирует соответствие банковской системы РФ нормам FATF. По его словам, выборочная проверка девяти банков России, проведенная комиссией этой организации в конце 2007 года, не обнаружила нарушений "антиотмывочных норм".
Положительная динамика налицо, однако говорить о кардинальных изменениях рано. Такая русская национальная забава, как "откат", по-прежнему съедает от 5 до 40 процентов суммы большинства сделок. Корректно оценить цифры в этой области невозможно, но учитывая, какие средства крутятся, к примеру, в строительстве или торговле, можно представить, насколько еще сильна теневая экономика. Правда, и количество коррупционных дел растет: в первом полугодии 2007 года - 8087 (на 6,4 процента больше, чем за аналогичный период 2006 года). Увы, как показывает практика "антиотмывочных" кампаний в разных странах мира, полной победы в борьбе с "серым" сектором экономики достичь невозможно. При подходе к определенной границе дальнейшие действия резко теряют эффективность, мгновенно возникают новые коррупционные схемы и типы коррупции.