05.02.2008 03:00
Экономика

Россия включилась в гонку биоэнергетиков

Россия начинает создавать новую подотрасль - биоэнергетику
Текст:  Владимир Гурвич
Российская Бизнес-газета - : №0 (639)
Читать на сайте RG.RU

Большие гонки - так можно назвать то, что происходит сегодня в сфере разработки технологий и создания мощностей по производству альтернативных углеводородным энергоносителей, в частности биотоплива. С некоторым опозданием включилась в эту энергоборьбу и Россия. По мнению специалистов, у нее есть все шансы стать одним из лидеров нового энергетического уклада, но только в том случае, если удастся сформировать эффективную модель его развития.

В погоне за будущим

Аргументы в пользу биоэтанола смотрятся с каждям годом все более убедительно, особенно на фоне "отвязавшихся" нефтяных цен. Запасы углеводородного сырья в мире ограничены, биотопливо же - ресурс возобновляемый. Не случайно в стратегии развития энергетики США и в "Зеленой книге" Евросоюза предусматривается резкое повышение доли возобновляемых источников энергии. В Западной Европе уже в ближайшей перспективе его использование намечено довести до 20 процентов от всего энергопотребления. Но лидер здесь не Европа, а Бразилия, которая давно и активно вырабатывает биотопливо из сахарного тростника.

У России огромный потенциал по части возобновляемых источников энергии, он оценивается в 360-430 миллионов тонн условного топлива. Россия - первая лесная держава, в стране около 20 миллионов гектаров свободной пашни, часть которой можно засеить масленичными культурами. Помимо того ежегодно у нас образуется 700 миллионов тонн твердых бытовых отходов и отходов животноводства. Но к формированию мощностей по выпуску биодизельного топлива, биогаза и биоэтанола страна фактически только приступает.

Бюджет подставляет плечо

Строительство новой отрасли - задача не одного дня, без прочной законодательной базы здесь не обойтись, и ее создание уже началось, причем довольно предметное. Недавно были приняты изменения в Закон "Об электроэнергетике", касающиеся возобновляемых источников энергии. Закон в первую очередь касается тех объектов, которые будут поставлять производимую энергию в общую сеть. А поскольку себестоимость энергии, полученной из возобновляемых источников, пока выше, чем из традиционных, государство обязалось компенсировать разницу.

Вместе с тем минпромэнерго подумывает над разработкой отдельной программы по развитию возобновляемой энергетики. Однако главным практическим документом скорее всего станет новая федеральная целевая программа по повышению эффективности энергопотребления в РФ. В ней этому направлению посвящен целый раздел. Завершается работа над уточненной редакцией энергостратегии России до 2020 года, где обозначена цель: повысить долю возобновляемых источников энергии с нынешнего 1 процента до 3-5 к 2015 году.

Немаловажно, что эти программы опираются на первый, пусть пока скромный российский опыт. На Архангельском ЦБК установка по генерированию тепла и электроэнергии появилась еще в 1996 году. Там подсчитали, что выгоднее использовать отходы, чем покупать все возрастающее по стоимости топливо. В Вологодской области построена мини-ТЭЦ, работающая на древесных отходах, мощностью 6 мегаватт. Причем при ее создании было использовано только отечественное оборудование. Эксперимент оказался вполне успешным.

Предполагается, что в ближайшие несколько лет в стране появится до 25 предприятий по производству биотоплива. Флагманом отрасли можно считать уже введенный в строй Казанский маслоэкстрационный завод мощностью 300 тысяч тонн продукции в год.

Есть планы увеличить посевы рапса с сегодняшних 650 тысяч гектаров до 800 тысяч в нынешнем году, отмечает Николай Сорокин, представитель департамента научно-технической политики и образования министерства сельского хозяйства. Благодаря развитию производства биотоплива в сельской местности может быть создано до 500 тысяч новых рабочих мест.

Просматриваются и другие перспективы увеличения выпуска биотоплива. В стране, например, свыше 100 заводов вырабатывают спирт. И мощности многих из них недогружены.

Начало начал

Однако по большому счету все это даже не начало, а только начало начал. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, востребованность в России биотоплива покуда невелика. Это обусловлено в первую очередь тем, что эксплуатируемый автомобильный парк, сошедший с конвейеров отечественных предприятий, рассчитан, по сути, на топливо вчерашнего дня. Но в последние годы появилось много новых машин, потребность в хорошем бензине растет. Это привело к тому, что нефтеперерабатывающая промышленность начала модернизировать свои мощности и предлагать рынку топливо Евро-3, а кое-где и Евро-4. Однако спрос пока на такую продукцию крайне невысок. Велика вероятность, что то же самое случится и с биотопливом.

В России есть негативный пример использования альтернативного топлива - сжиженного и сжатого газа. С 1985 года правительство Москвы принимало несколько программ по расширению применения таких энергоносителей. Но все они тихо сходили "на нет". Одно дело - волевым путем пробивать полезное начинание, другое - создать экономические стимулы для перехода транспорта на новый вид энергии. До сих пор экономического механизма, стимулирующего такие изменения, не появилось.

Вопрос по переходу на биотопливо еще более сырой. Существуют ГОСТы, позволяющие включать в бензин биодобавки. Но в настоящий момент Россия переходит на новую систему технического регулирования, когда требования к моторным топливам устанавливаются техническим регламентом.

Пока действует один такой регламент - по газовым выбросам автомобильной техники, произведенной в РФ. Ни о каких биодобавках там даже не упоминается. Согласован проект технического регламента по требованиям к бензину и дизельному топливу. В нем оговорено использование биоэтанола до 5 процентов. Но из документа не ясно, где будет примешиваться биоэтанол: на НПЗ или на АЗС? А о биодизеле вообще нет ни слова.

Программа на вырост

По некоторым признакам, у бизнеса зреет все большее желание заниматься выпуском биотоплива. Но чтобы отрасль могла нормально развиваться, в основе ее существования должен лежать принцип рентабельности. Никто субсидировать ее не будет, за исключением первоначального этапа.

По словам президента Национальной биоэнергетической ассоциации Андрея Шаповальянца, чтобы новое направление состоялось как субъект экономики, необходимо решить по крайней мере пять крупных проблем.

Первая - состояние сырьевой базы. Да, в стране много земли. Но когда попытались понять, почему она не используется для посевов, выяснилось, что крайне мало земельных угодий, реально оформленных в чью-то собственность. Ни один предприниматель, ни один банк не проинвестирует проект, пока не будут приведены в порядок земельные отношения.

С другой стороны, подсчитано, что для производства биотоплива стране как минимум потребуется 1,5 миллиона тонн рапсового масла. Для этого нужно собрать 4,5 миллиона тонн рапсовых семечек. При нынешней урожайности - 10 центнеров с гектара - необходимо засеять около 4 миллионов гектаров. В 2007 году благодаря усилиям минсельхоза дополнительно было засеяно 800 тысяч гектаров. Рывок неплохой, но для решения поставленной задачи недостаточный.

Впрочем, сырья не хватает не только России, в Германии созданы мощности для переработки 3,5 миллиона тонн масленичных культур, из них на 1,5 миллиона тонн простаивает. Так что рапс, если им заняться серьезно, может стать еще и предметом экспорта.

Еше одна проблема - обеспечение отрасли оборудованием. Пока в наличии в основном экспериментальные образцы, до внедрения их в серию - расстояние громадное.

Третье - подготовка кадров. Сегодня их уровень никак нельзя признать удовлетворительным.

Четвертое условие - создание благоприятного инвестиционного климата. Кое-что здесь делается. По ходатайству минсельхоза производство оборудования для биотоплива включено в список тех видов техники, процентная ставка по кредитам для которых дотируется из бюджета. Это породило эффект домино, уже в стадии реализации 6 проектов по организации выпуска биотоплива и предполагается запустить еще 25.

И последний пункт в этом списке - продвижение биотоплива на внутренний и внешние рынки. До тех пор, пока этот вид топлива не займет свое место в официальном энергобалансе страны, считают специалисты, будущего у него не будет. Сначала биотопливо должно быть введено туда в виде добавок, затем - в виде отдельного энергетического элемента.

Энергетика