Место России в глобальном мире искали "единороссы", собравшиеся на конференцию в Центре социально-консервативной политики в Москве.
- Я думаю, что итоги наших обсуждений могли бы войти в документы, которые мы ждем весной (я имею в виду Послание президента Федеральному Собранию). Таким образом были бы синхронизированы убеждения партии парламентского большинства и государственного курса, - пояснил "РГ" последствия дискуссионного цикла один из основателей ЦСКП Юрий Шувалов.
Беседовать на тему "Эффективное государство в глобальном мире" "единороссы" собрались в пятницу вечером в полном составе - консерваторы сели справа, либералы - напротив ведущих в центре, а сторонники "социальной" линии - слева. Как в хорошем салоне, правила которого раз и навсегда объяснил любопытным Лев Толстой, здесь был свой главный гость - начальник Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. Он начал с того, что обрисовал ключевую проблему: "Мы вступаем в осмысленную фазу социально-экономического развития, а не просто восстановления экономики". В первую очередь, считает начальник экспертного управления, речь идет о человеческом капитале, а затем на ближайшие годы стоит задача формирования независимой инфраструктуры. "Сейчас все стали настолько зависимыми друг от друга, что никто не может совершать резких движений, потому что все страны находятся в жесткой зависимости друг от друга, - заявил Дворкович. - Мы находимся в начале новой технологической волны и должны скользить по ее гребню и быть чуть лучше, чтобы выигрывать". В этом смысле он положительно оценил проекты создания крупных госкорпораций, от авиастроительной до нанотехнологической. Однако преуспеть можно, полагает Дворкович, только если отказаться от патернализма: "Мы должны стать не отцом нового бизнеса, а одним из родителей мировой экономической архитектуры".
Надо заметить, что споров в прошлую пятницу было удручающе мало. Дело в том, что один из основных докладчиков, глава Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров крайне неосторожно высказался: "Огромная проблема - отсутствует уровень национальной элиты, то есть национальная элита не ориентирована на Россию, фактически рассматривает Россию как место для работы вахтовым методом, чтобы заработать и уехать". И хотя он чрезвычайно подробно также говорил насчет гражданского общества (заявив, например, что "огромный слой молодежи отторгнут от госстроительства", и о необходимости создания "органа стратегического планирования вроде политбюро", и о том, что "у нас в принципе все есть для построения сильного государства"), но в душу собеседникам запала больше первая мысль.
"Да, это офшорная психология!" - веско заметил член генсовета ЕР Андрей Кокошин. А глава Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин предложил перестать обижаться на тех, кто не воспринимает наше государство как свое: "Если мы создадим комфортное государство, если государство действительно станет правовым, это уменьшит объем офшорной психологии". "Мы можем исправить мышление этих 25 процентов общества, - предложил свой рецепт Андрей Макаров, - ну, продаст Абрамович "Челси", купит высшую фубольную лигу, денег на это хватит, но без изменения психологии оставшихся 75 процентов ничего не будет". "Да у нас ни один политик не может сказать - ребята, вы плохо работаете, - а эффективное государство начинается с того, что вы будете хорошо жить только тогда, когда будете много учиться и много работать", - горячился Макаров. "Глобализация - это объективная реальность, которая втягивает в себя людей и начинается погоня за новым качеством жизни, - заступился за бюджетный вариант социальной политики замсекретаря президиума генсовета Валерий Рязанский, - начинается гонка за качеством и количеством услуг, но научиться жить в глобальном мире нужно еще и сохраняя свой суверенитет".