Полгода назад из постановления Верховного Совета РФ о реабилитации казачества была исключена норма, дающая казакам право на бессрочное и безвозмездное владение землей. Как сказались законодательные поправки на деятельности казачьих общин, выяснял корреспондент "РГ".
Всех посчитали
Земельный вопрос всегда был для казаков одним из главных. Попав под закон о реабилитации репрессированных народов, казачество получило право на восстановление территориальной целостности и возмещение ущерба, причиненного государством.
Как известно, до революции вся земля на Дону принадлежала Войску донскому, кроме того, его территория охватывала большую часть нынешних Волгоградской, Воронежской и Луганской (Украина) областей. Причем если казак не мог обработать свой земельный надел самостоятельно (а как же тут успеешь, когда состоишь на военной службе), ему не запрещалось сдавать его в аренду.
В отличие от кавказских народов, по территориальному признаку казачество не реабилитировали, сославшись на отсутствие ясного понимания, народ это или сословие. Тем не менее, до недавних пор казачьи общины имели первостепенное право при получении земельных наделов.
С 1993 года члены общественного Союза казаков области Войска донского, позже переименованного в Международный союз общественных объединений, по неофициальным данным, сосредоточили в своих руках 920 тысяч гектаров земли, с учетом различных форм землепользования.
В 1996 году правительство РФ утвердило положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр. Казаки также получили право на безвозмездную финансовую помощь на строительство или покупку индивидуальных жилых домов и первоначальное обзаведение хозяйством. На уровне области положение о казачьем земельном фонде появилось через два года, на его основании земля предоставлялась в безвозмездное и бессрочное пользование реестровым казачьим структурам. Казаки-общественники остались за бортом.
В 2000 году казачьи общества, занимавшиеся производством и поставкой продукции, сырья и продовольствия для госнужд, получили право на господдержку.
На сегодня, по официальным данным, за казачьими общинами в Ростовской области числится более 37 тысяч гектаров земли, в Волгоградской, входящей в войско, - вдвое больше, примерно 62 тысячи. Непосредственно же донскими казаками обрабатывается только 16 тысяч 316 гектаров, волгоградскими - всего 1699 гектаров. Такие цифры занесены в целевой казачий земельный фонд. Для сравнения: всего на Дону под пашней находится пять миллионов 691 тысяча гектаров земли.
Но, по мнению самих казаков, в том, что касается владения землей, больше вопросов, чем ответов.
- За год поиска войсковой земли я нашел только семь гектаров, - говорит начальник службы безопасности Ростовского казачьего округа Тимур Оккерт.
Как правило, земельные наделы были даны казачьим общинам в результате личной договоренности их лидеров с главами местных администраций и на конкретных условиях. Когда же зашла речь о создании целевого земельного фонда Войска донского, часть этих гектаров и была записана как войсковая земля.
- На самом деле нет реальных данных о том, сколько же гектаров земли принадлежит сегодня казачьи общинам.
Немало наделов, которые казакам удалось получить в прежние годы, представляют собой неудобья, то есть это либо затопляемая земля, либо глина или бугры. Но есть и исключения.
Земля в цене
Казачья станица Елизаветинская Азовского юрта, в которую входят 11 хуторов, в прошлые годы получила 300 гектаров сенокосов. Здесь живут в основном за счет личного подсобного хозяйства, поэтому земля для них - средство выживания.
За шесть месяцев прошлого года елизаветинское казачье общество заплатило за аренду земли около 300 рублей, в этом году власти сельского поселения потребовали с казаков 50 тысяч годовой аренды, угрожая за неуплату отнять землю. Отчасти земля в Азовском районе резко подорожала в связи с созданием здесь игорной зоны. Как говорят сами станичники, их наделы расположены в хорошем месте, на берегу реки, и на них вполне могут иметь виды застройщики. У местной администрации в будущем есть шанс получить с земли хорошую прибыль.
- В связи с последними изменениями в налоговом законодательстве у сельских поселений основным налогом стал земельный. Поэтому сельским властям сегодня выгодно забрать земельные наделы у казаков, - считает атаман Азовского юрта Сергей Сенник.
В связи с принятием поправок в Федеральный закон от 26 июня 2007 года за № 118 "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом" появились случаи, когда главы сельских поселений или не дают казачьим обществам землю, или отнимают ее.
Так, семья казака из хутора Лагутника Азовского района с целью разведения овец взяла в аренду около 30 гектаров земли. И дело пошло: вырастили до полусотни животных. Теперь местные власти грозятся забрать землю, если семья не заплатит немалую по хуторским меркам сумму.
- Умники докладывают в Москве, что казакам земля не нужна, якобы все, кто хотел, ее уже получили. Но это не так. Мало кто получил, - считает атаман международного союза Всевеликое войско донское Николай Козицын.
- Казачество не может возрождаться, не имея экономической базы, а экономика казаков - это земля. Немало казаков, переехавших в город, согласны вернуться в село и заниматься сельским хозяйством, но без земли им в хуторах делать нечего, - говорит казак станицы Елизаветинской Василий Ландырев.
Сегодня, чтобы получить земельный надел, казачьей общине надо выиграть тендер - на общих основаниях. Как правило, в конкуренции с приезжими из других регионов казаки проигрывают.
- Сейчас получить землю вообще нереально, она уходит с аукциона, - говорит Тимур Оккерт. - Мы - организация без портков, то есть безденежная, поэтому тендер выиграть трудно. Хотя положение о безвозмездном и бессрочном пользовании землей казаками работало плохо, на него при случае хотя бы можно было опереться. Новая же законодательная поправка на земельном войсковом фонде вообще поставила крест. Есть немало казачьих общин, нуждающихся в земле. Лев может съесть десять килограммов мяса, но, как говорится, кто ему даст. Казаки сегодня теряют то, чего добились в 90-х годах прошлого века.
Александр Родин, президент Ассоциации фермерских хозяйств РО:
- У казаков, как правило, земли немного, и часть ее сдается в аренду. То, что казачество в прошлые годы имело право получать землю бесплатно и бессрочно, было одной из форм господдержки. В рамках закона о крестьянских фермерских хозяйствах фермеры также брали наделы бесплатно по норме, установленной в каждом районе, в Ростовской области это примерно от четырех до 20 гектаров. Земли хватало всем, и трений между казачьими обществами и фермерскими хозяйствами не возникало. Сегодня в сложные условия поставлены и те, и другие. Казаки потеряли возможность бесплатно пользоваться землей, а для того чтобы арендовать ее, им нужно зарегистрироваться в качестве юридического лица. Фермеры же платят земельный налог, который все время растет. Так, в прошлом году, по сравнению с 2006-м, он увеличился вдвое.
Андрей Венков, доктор исторических наук, профессор ЮФУ:
- Казаки поселились на завоеванных турецких землях. В XVII веке граница между Россией и Турцией проходила примерно от Каменска до Морозовска. В исторических документах того времени казачья территория так и называлась - земля донских казаков. При Екатерине Второй границы войска были официально обозначены, и эти земли передали ему в коллективное владение. В мирное время земля делилась на участки, которые раздавались казакам во временное пользование. Собственность на землю оставалась коллективной. В редких случаях земельные наделы сдавались в аренду, в основном там, где казаки занимались рыболовством. На севере они обрабатывали землю самостоятельно. К землепашеству казаки приступили массово в XIX веке, а до этого занимались скотоводством.
Справка "РГ"
Во время последней всероссийской переписи населения казаками в Ростовской области назвали себя 130 тысяч человек. Казачье самоуправление было одним из видов местного самоуправления, в прошлом году этот пункт из Устава РО убрали. Существует областная программа поддержки казачьих обществ. На ее реализацию департаменту по казачеству ежегодно выделяется около 116 миллионов рублей. Средства поддержки направляются государственным или муниципальным организациям, культивирующим казачий элемент. Казачьи общества, являющиеся общественными организациями, финансовую помощь не получают, несмотря на то что в названии программы идет речь именно о них. Из средств департамента не финансируются казачьи спортивные клубы, спортзалы, хоры.